Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск
МО, г.о. Воскресенск,
г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3

Архив сайта: old.vos-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

Екатерина Семёнова: Система целевого приёма и обучения способна обеспечить реализацию сразу двух конституционных прав

20.07.2022 | 287
Екатерина Семёнова: Система целевого приёма и обучения способна обеспечить реализацию сразу двух конституционных прав

В день дополнительного пленарного заседания Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ». Речь идёт о совершенствовании механизма целевого приема и целевого обучения.

В связи с принятием этого законопроекта Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова напомнила: «Два базовых принципа Конституции – это право на образование и право на труд. При этом в Конституции есть уточнение, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Система целевого приёма и обучения способна обеспечить реализацию обоих конституционных прав одновременно».

Омбудсмен Подмосковья обратила внимание, что сегодня предложение со стороны работодателей превышает число людей, которые ищут работу.

«Но, к сожалению, достаточно часто имеет место дисбаланс: у работодателей есть вакансии, а люди, которым нужна работа, не всегда подходят под требования, – констатирует Екатерина Семёнова. – Ещё одна проблема – отсутствие реальной профессии у современных выпускников школ. В период СССР была распространена система профориентации: учебно-производственные комбинаты на базе предприятий предоставляли школьникам возможность профессиональной подготовки. Процесс шёл одновременно с общеобразовательной программой и абсолютно не в ущерб ей. Сдав квалификационный экзамен, школьник получал соответствующий официальный документ. Производственная практика позволяла попробовать себя в определенной профессии, дать представление о работе предприятия, взаимоотношениях внутри взрослого коллектива.

Главное, что у школьника складывалось представление о том, в каком учебном заведении он хотел бы продолжить учёбу. И это была не теория. Я уверена, что нам необходимо возродить систему учебно-производственных комбинатов. Особенно сейчас, когда мы говорим об импортозамещении. Таким образом, мы сможем сформировать законченную и понятную цепочку: школа – факультативная профориентация – целевой набор. Работодатель сможет познакомиться со своими потенциальными сотрудниками ещё в период их обучения в школе. Одновременно и у абитуриента будет точное понимание: готов ли он по окончании обучения работать на конкретном предприятии или ему интересно другое направление. Все решения будут приниматься с открытыми глазами и без «кота в мешке».
Комментарий депутата Госдумы, члена фракции «Единая Россия» Сергея Колунова:

– К сожалению, современное образование, особенно высшее, в последние годы стабильно превращалось в институт «формального диплома». Молодые люди получали специальность и далее могли по ней не работать ни одного дня! Сегодня мы много говорим о клиентоориентированном подходе. А на какого потребителя ориентируются вузы, объявляя вступительные экзамены? Кто будет работодателем их выпускников? Накоплен реальный дефицит квалифицированных кадров в сфере IT, строительстве, производстве.

Одним из вариантов подтверждения потребности в специалистах определенной квалификации, их востребованности после окончания учебного заведения является система так называемого «целевого набора». Специальная программа доступна как в разрезе высшего, так и среднего специального образования. Студент имеет возможность обучаться за счёт бюджета, но в рамках выделенной квоты. Данная договоренность фиксируется в специальном договоре с участием потенциального работодателя. По завершению обучения и получении диплома выпускник обязан отработать определенный срок, как правило не менее 3-х лет, в той организации, которая указана в договоре в качестве работодателя.
Никакой обязаловки в данном случае нет. «Целевым» абитуриентам предоставляется возможность сдавать экзамены не в общем потоке, а в рамках целевого. Если желания подписывать договор с работодателем на стадии зачисления в вуз нет, никто не мешает принять участие в общем конкурсе.

Принятый в 1-м чтении законопроект ставит своей целью – обеспечить конституционное право каждого абитуриента иметь равный доступ к целевому обучению. Уже поддержанные моими коллегами предложения должны на деле сделать систему целевого набора доступной, обеспеченной равными правами, понятной и прозрачной. Конечно же, впереди ещё два чтения и большой объём работы над законопроектом.

Его важность заключается в том, что работодатели смогут принимать активное участие в формировании спроса на конкретные специальности, смогут заранее проводить отбор потенциальных кадров. У студентов появится возможность познакомиться с будущим работодателем на протяжении всей учёбы. Будет сформирован реальный симбиоз преподавательского состава и экспертов практики. Выпускник будет на протяжении всей своей учёбы чувствовать поддержку, у него будет реальная уверенность в завтрашнем дне – ведь его ждут на конкретном предприятии. Те вузы, которые обеспечат максимальный интерес со стороны работодателей, заявят о себе как наиболее конкурентные.

Техническая сторона вопроса также нашла своё решение в законопроекте. Предлагается использовать сервис «Поступление в вуз онлайн». Таким образом, заявку на целевое обучение можно будет подать через портал «Госуслуги».

Информация о заявках работодателей и конкурсах на обучение будет публичной. Абитуриенты смогут заранее выбрать образовательное учреждение, ознакомиться с условиями конкурса, с договором и информацией о работодателе, с которым после обучения будет подписан трудовой договор.
Важный момент: наряду с бюджетными местами, целевой набор может осуществляться и на коммерческих условиях. Т.е. работодатели могут инвестировать в свои будущие кадры, оплачивая потенциальным сотрудникам образование. Новая система позволит также и резидентам территорий опережающего развития Дальнего Востока готовить собственный персонал.