Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
МО, г.о. Воскресенск,
г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3

Архив сайта: old.vos-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

Земельное право и природоохранная деятельность

19.01.2018 | 903
Земельное право и природоохранная деятельность

Служба Уполномоченного по правам человека информирует об изменениях законодательства и судебной практики за декабрь 2017 года
       ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Принят Федеральный закон, направленный на оптимизацию механизма управления участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в общей долевой собственности  
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 и 14.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Федеральным законом, в частности:
- установлены сроки уведомления органом местного самоуправления участников общей долевой собственности о проведении общего собрания;
- установлены ограничения по включению ряда вопросов в повестку дня общего собрания;
- введен запрет на принятие общим собранием решений по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания;
- с 20% до 50% от общего числа участников долевой собственности увеличен кворум общего собрания;
- определены правила проведения повторного общего собрания участников общей долевой собственности при признании первоначального общего собрания несостоявшимся;
- на орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, возложены обязанности по размещению протокола общего собрания в сети "Интернет".
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, вступающих в силу в иные сроки.
С 1 января 2018 года вступают в силу изменения, согласно которым объекты I категории, стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ.
  Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения законодательство и установлено 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
- объекты I категории — оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду;
- объекты II, III и IV категории — оказывающие соответственно умеренное, незначительное и минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
 С 1 января 2018 года вступают в силу изменения, согласно которым объекты I категории, стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ. Кроме того, для них требуются технические средства фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе в фонд данных экологического госмониторинга (госмониторинга окружающей среды).
Постановлением Правительства РФ № 1029, к источникам I категории отнесены следующие объекты:
- коксохимические предприятия;
- предприятия нефтегазовой отрасли (добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, переработка газа);
- обогатительные предприятия;
- предприятия теплоэнергетического комплекса;
- предприятия цветной и черной металлургии;
- предприятия цементной промышленности;
- предприятия стекольной промышленности;
- химической промышленности;
- мусоросжигательные заводы;
-  объекты очистки сточных вод;
- определенные категории объектов текстильной промышленности;
- определенные категории объектов пищевой промышленности.
Уточнены полномочия органов государственной власти в области обращения с отходами производства и потребления
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности:
- уточняются понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров;
- РФ наделяется рядом новых полномочий в сфере обращения с отходами (установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра);
- органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- уточняются требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами;
- устанавливаются требования к местам (площадкам) накопления отходов;
- уточняется порядок расчета и уплаты экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета от экологического сбора;
- уточняются полномочия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходам и установления льгот при их уплате.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Внесены изменения в закон об экологической экспертизе, закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 422-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» и ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» уточняются порядок проведения государственной экологической экспертизы и перечень материалов, необходимых для её проведения.
В частности, в целях приведения ФЗ «Об экологической экспертизе» в соответствие с Градостроительным кодексом РФ из указанного перечня исключается проектная документация объектов, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.
Федеральным законом также переносится с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года срок вступления в силу норм, обязывающих предприятия оснастить стационарные источники на объектах I категории автоматическими средствами измерения и учёта объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи соответствующей информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.
Аналогичным образом продлевается и срок вступления в силу норм, включающих в число объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, и материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по вопросам возмещения вреда, причиненного окружающей среде
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»
В частности, обращается внимание, что такой вред подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности.
По общему правилу причинитель вреда обязан его возместить при наличии вины. Закон может предусматривать возмещение вреда и при ее отсутствии (владелец источника повышенной опасности).
Указано, когда ответственность исключается, в каких случаях она является солидарной и долевой.
Вред возмещается в денежной форме и (или) в натуре.
Кроме того, суд может обязать ответчика ограничить, приостановить или прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований. При этом важно соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности с одной стороны, и решением социально-экономических задач с другой.
Прежние разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по указанным вопросам утрачивают силу.
Постановление Верховного Суда РФ от 7 ноября 2017 г. № 31-АД17-12 Суд отменил принятые ранее судебные акты и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Администрация муниципального района была оштрафована за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ). Ей вменялось непринятие мер по ликвидации очагов возгорания (тления) отходов на свалке, отсутствие контроля за организацией деятельности по их обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению.
Но Верховный Суд РФ решил, что в ее действиях отсутствует состав этого правонарушения.
Органы местного самоуправления, с одной стороны, могут выступать как юрлица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. С другой стороны, они организуют эту деятельность.
При этом полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов являются властно-распорядительной функцией данного органа. Их неисполнение не охватывается диспозицией рассматриваемой статьи КоАП РФ.
Следовательно, администрация не является субъектом вменяемого правонарушения.
При этом полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов являются властно-распорядительной функцией данного органа. Их неисполнение не охватывается диспозицией рассматриваемой статьи КоАП РФ.
Следовательно, администрация не является субъектом вменяемого правонарушения.