В Роспотребнадзоре создана комплексная система, обеспечивающая защиту прав потребителей финансовых услуг, а также консультирование, информирование и просвещение граждан по различным аспектам финансовых услуг и соответствующих потребительских прав.
Основная цель - обеспечение доступности информации и ресурсам между потребителями и финансовыми организациями.
Распространённые причины обращений потребителей (поступило 366 обращений):
· Навязывание дополнительных услуг;
· Включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
· Изменение условий договора в одностороннем порядке;
· Жалобы на действия коллекторских агентств.
Так, например, к условиям договора, признаваемые Верховным судом РФ, ущемляющими права потребителя и не соответствующими действующему законодательству относятся:
— изменение подсудности;
— заранее данный акцепт по распоряжению на списание денежных средств и суммы ежемесячного платежа;
— изменение условий договора и договора банковского продукта путем размещения на сайте банка без доведения до сведения всех вкладчиков;
— одностороннее изменении номера текущего счета;
— ответственность за просрочку и задержку поступления на счет при безналичном перечислении денежных средств из других кредитных и иных организаций;
— право Банка в одностороннем порядке вносить изменения в Условия, Тарифы и Правила;
— взимание Банком платы за услуги «Страхование заемщиков потребительских кредитов» по программе «Страхование заемщиков потребительских кредитов» и услуги «Страхование заемщиков потребительских кредитов» по программе «Страхование жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов Защита от потери работы;
— взимание платы за услугу «Участие в программе страхования» по программам «Страхование жизни и здоровья заемщиков».
В рамках судебной защиты в судебные органы подано 1 исковое заявление в защиту конкретного потребителя. Оно рассмотрено и удовлетворено судом. В пользу потребителя взыскано 214,5 тыс. руб., в том числе морального вреда 9,5 тыс. руб. Дано 13 заключений по гражданским делам потребителей, их них 6 -удовлетворено. Присуждено в пользу потребителей 675,2 тыс. руб., в том числе 22,5 тыс. руб. компенсации морального вреда.
В 2018 году, Управлением проведены мероприятия по распространению 42 тыс. единиц (всего распространено более 250 тыс.) обновленных печатных материалов, по темам: кредитная карта, потребительский кредит; автокредит, ипотечный кредит, банковский вклад и счет, добровольные пенсионные накопления, дебетовая карта, Автокаско, ОСАГО и ДСАГО, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы, платежные услуги, коллекторы.
В рамках Всероссийских недель финансовой грамотности проводятся тематические горячие линии для потребителей, лекции, семинары, выступления и публикации в СМИ. В результате реализации Проекта появились новые возможности взаимодействия с целевой аудиторией, что способствует повышению финансовой грамотности населения. Это подтверждается и снижением количества обращений граждан на нарушения их прав в данной сфере. Жители Московской области начинают избирательнее относиться к выбору финансового продукта.
Информирование потребителей достигается также с помощью портала - Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗИП), на котором размещена вся действующая нормативная правовая база по защите прав потребителей, в открытом доступе находятся сведения обо всех органах Роспотребнадзора, оказывающих практическую, консультативную и информационную помощь, данные об общественных объединениях потребителей.
Целью Всероссийской недели сбережений (29 октября - 12 ноября 2018 г.) являлось информирование широких слоев населения по вопросам финансовой безопасности и разумного финансового поведения. Основными обсуждаемыми темами в ходе проведения мероприятий стали: защита прав потребителей финансовых услуг, личное финансовое планирование управление личным бюджетом, личная финансовая безопасность, управление кредитной нагрузкой, финансовые пирамиды, навязывание кредитов при агрессивной продаже «медицинских» услуг, страховые услуги, сопутствующие кредитным услугам.
Также организованы мероприятия на темы: Личное финансовое планирование, Защита прав потребителей финансовых у слуг/продуктов, Финансовое воспитание, Личная финансовая безопасность, Управление личным бюджетом. В мероприятиях приняло участие порядка 100 человек.
25 октября 2018 года в г. проведён семинар «О применении законодательства по защите прав потребителей в сфере социальных услуг». В нём приняли участие более 350 специалистов. На семинаре участники рассмотрели темы, связанные с практикой применения законодательства о защите прав потребителей, порядком восстановления нарушенных прав граждан, провели дискуссию по интересующим вопросам.