Положениями статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации под взяткой понимается получение должностным лицом, иностранным должностным либо лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Признание лица виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, предполагает установление факта получения денежных средств (в том числе и через посредника) за совершение незаконных действий.
Предметом взяточничества наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в том числе автотранспорта для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
В соответствии с пунктом 18 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, под вымогательством взятки следует понимать требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут быть причинить вред законным интересам лица. При этом не имеет значения, была ли у должностного лица реально осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает.
По смыслу закона объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в получении должностным лицом незаконного вознаграждения (взятки) за выполнение или невыполнение в интересах лица, дающего взятку, какого-либо действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить и использованием своего положения, то есть за действие или бездействие.
Санкция статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
Действия лиц, дающих взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных, общественных или частных организаций, должны квалифицироваться как дача взятки, а при наличии оснований – по совокупности с другими преступлениями (хищение, злоупотребление служебным положением и др).