Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск
МО, г.о. Воскресенск,
г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3

Архив сайта: old.vos-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

Документ "Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования»"

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Название, содержание текста документа:
Номер документа:
Дата принятия с:
Выбрать дату в календаре
Дата принятия по:
Выбрать дату в календаре
Принявший орган:
Принадлежность:
Тип документа:
  


24.05.2023

Документ "Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования»"

Документ: Скачать


Приложение 1

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ




СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

«ОЦЕНКА РЕАЛИЗУЕМОСТИ, РИСКОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДОКУМЕНТАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


(начало действия: с 17.05.2023)




Утвержден

распоряжением

Контрольно-счетной палаты

городского округа Воскресенск

Московской области

от 17.05.2023 № 23



Московская область

городской округ Воскресенск

2023 год


СОДЕРЖАНИЕ


1.

Общие положения…………………………………………………...

3

2.

Требования к содержанию и порядку организации проведения оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………………..




6

3.

Оценка рисков………………………………………………………..

13

4.

Этапы проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по вопросу оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования……………………............




14

4.1

Подготовительный этап……………………………………………..

14

4.2

Основной этап……………………………………………………….

16

4.3

Заключительный этап……………………………………………….

18


Приложение 1 «Примерный перечень показателей (индикаторов), отражающих достижение ожидаемых результатов социально-экономического развития муниципального образования»………..



20


Приложение 2 «Примерный перечень типовых ошибок, допускаемых исполнительными органами местного самоуправления при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования»……….




25


Приложение 3 «Примерный перечень муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования»………………………………………………………...




27


Приложение 4 «Матрица подготовительного этапа стратегического аудита (матрица дизайна)»……………………...


29


Приложение 5 «Матрица результатов (по каждому вопросу мероприятия)»……………………………………………………….


30



1. Общие положения


1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля
«Оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования,
в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Воскресенск Московской области» (далее – Положение о Контрольно-счетной палате), утвержденным решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20.12.2019 № 79/8 (с изменениями от 25.11.2021 № 439/55).

1.2. При подготовке Стандарта учтены положения Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 29.03.2022 № 2ПК, Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации СГА 105 «Стратегический аудит» (утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 10.11.2020 № 17ПК).

1.3. Стандарт является специализированным стандартом и предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области (далее — Контрольно-счетная палата) по осуществлению контрольной и экспертно-аналитической деятельности по вопросу оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития городского округа Воскресенск Московской области, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования.

1.4. Целью Стандарта является определение общих требований, характеристик, процедур и предмета оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития городского округа Воскресенск Московской области, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в том числе оценку соответствующих муниципальных программ.

1.5. Задачами Стандарта являются:

определение методики оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования;

установление последовательности действий (основных этапов и процедур) по оценке реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования;

установление требований к предоставлению результатов оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования.

    1. При проведении оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития городского округа Воскресенск Московской области, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования сотрудники Контрольно-счетной палаты обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о стратегическом планировании в Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, Положением о Контрольно-счетной палате, настоящим Стандартом и иными стандартами Контрольно-счетной палаты.

1.7. По вопросам, порядок решения которых не урегулирован настоящим Стандартом, решение принимается Председателем Контрольно-счетной палаты и оформляется правовым актом контрольно-счетного органа.

1.8. Внесение изменений в настоящий Стандарт осуществляется распоряжением Контрольно-счетной палаты.

1.9. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами Контрольно-счетной палаты, а также привлеченными к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий экспертами и специалистами.

1.10. Понятия, используемые в настоящем Стандарте, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе от 26.08.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иных документов стратегического планирования городского округа Воскресенск Московской области.

1.11. Для целей настоящего Стандарта применяются следующие термины и определения:

стратегический аудит - вид внешнего государственного (муниципального) аудита (контроля), применяемый в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения стратегических целей, а также оценки влияния внутренних и внешних условий на уровень достижения стратегических целей;

стратегические цели - определяемые качественными и (или) количественными характеристиками целевые состояния безопасности и социально-экономического развития, включая национальные цели развития Российской Федерации, установленные актами Президента Российской Федерации, цели, установленные в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, планирования и программирования на региональном и муниципальном уровне;

участники стратегического управления - участники стратегического планирования, включая сформированные в их составе органы управления проектной деятельностью, иные органы и организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

прямое государственное воздействие - фактическая деятельность участников стратегического управления в рамках реализации своих функций и полномочий;

программно-целевой инструмент (далее - программа) - утвержденный участником стратегического управления, вышестоящим или иным уполномоченным органом (организацией) на определенный срок документ, определяющий стратегические цели и (или) разработанный для их реализации, содержащий мероприятия, финансовые и иные ресурсы, предусмотренные для достижения стратегических целей, включая различные сферы (отрасли);

стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного и муниципального управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития муниципального образования;

целевые группы - группы граждан, организаций, позиционируемые участниками стратегического управления в качестве выгодоприобретателей от реализации программ и прямого государственного (муниципального) воздействия;

выгодоприобретатели - группы граждан, организаций, потребности или интересы которых целенаправленно или непреднамеренно затрагиваются программой или прямым государственным (муниципальным) воздействием;

непосредственный результат - конкретные продукты, формируемые вследствие реализации программ и (или) прямого государственного (муниципального) воздействия и возможные для использования выгодоприобретателями. К непосредственным результатам относятся продукты всех видов деятельности участников стратегического управления, в том числе материальные ценности (объекты инфраструктуры, оказанные услуги и так далее) и нематериальные ценности (механизмы правового регулирования, интеллектуальные права и так далее), продукты законотворческой деятельности;

конечный результат - совокупность значимых изменений, возникающих у выгодоприобретателей после использования непосредственных результатов;

итоговые эффекты - планируемые или фактические средне- и долгосрочные социально-экономические изменения. К итоговым эффектам относятся широкомасштабные изменения, происходящие на территории муниципального образования (состояния общества, общественных отношений, экономики и социальной сферы, системы государственного (муниципального) управления);

среднесрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;

долгосрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет.


2. Требования к содержанию и порядку организации проведения оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования


2.1. Контрольные или экспертно-аналитические мероприятия по осуществлению оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития городского округа Воскресенск Московской области проводятся на основании плана работы Контрольно-счетной палаты на текущий год.

2.2. Ответственными за проведение контрольного или экспертно-аналитического мероприятия являются должностные лица Контрольно-счетной палаты.

2.3. Подготовка организационно-распорядительных документов по проведению контрольного или экспертно-аналитического мероприятия и непосредственное его проведение осуществляются в соответствии со стандартами внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» и «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия».

2.4. Объекты контрольного или экспертно-аналитического мероприятия определяются в соответствии со стандартами внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия» и статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.5. Цель проведения мероприятия: определение результатов реализации целей социально-экономического развития муниципального образования, оценка способов решения задач социально-экономической политики муниципального образования и его территориальной безопасности, обеспечивающих наибольшую результативность использования необходимых ресурсов.

2.5.1. Оценка реализуемости стратегических целей проводится для определения вероятности и возможности достижения стратегических целей посредством оценки соответствующих муниципальных программ как на этапе их разработки, так и в процессе их реализации. Оценка реализуемости стратегических целей также может включать оценку организационной зрелости (функциональности) системы управления соответствующей муниципальной программой.

2.5.2. Оценка рисков достижения стратегических целей включает анализ и оценку факторов, способных оказать негативное влияние на достижение стратегических целей, в том числе путем оценки документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования и целеполагания. Оценка рисков осуществляется в целях определения наличия и степени влияния внутренних и внешних условий (факторов) на достижение стратегических целей, включая в том числе оценку рисков соответствующих муниципальных программ или прямого государственного (муниципального) воздействия, направленных на их достижение.

2.5.3. Оценка результатов достижения стратегических целей проводится для установления и оценки непосредственных и конечных результатов, а также итоговых эффектов, запланированных или полученных в ходе реализации муниципальных программ и осуществления прямого государственного (муниципального) воздействия, направленных на достижение стратегических целей. Оценка результатов достижения стратегических целей среди прочего включает:

оценку достижения (возможности достижения) по итогам реализации муниципальной программы намеченных конечных результатов;

оценку того, стали (станут) ли результаты муниципальной программы причиной значительных непреднамеренных изменений в сферах, затрагивающих интересы целевых групп и выгодоприобретателей;

оценку того, в какой степени муниципальные программы или проекты муниципальных программ дублируют или противоречат другим муниципальным программам или отдельным действиям в рамках планируемого или реализуемого прямого государственного (муниципального) воздействия;

оценку надежности и актуальности показателей непосредственного результата, конечного результата и итогового эффекта муниципальной программы или проекта муниципальной программы, достоверности их фактических или целевых значений соответственно.

2.5.4. Цели или вопросы мероприятия также могут быть направлены на оценку таких параметров, как целевые и прогнозные значения социально-экономического развития и безопасности, предусмотренные муниципальными программами, включая документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, риски и значимость деятельности участников стратегического управления, актуальность муниципальных программ для достижения стратегических целей, обоснованность стратегических целей и результатов, согласованность формируемой или сформированной системы стимулов, взаимная непротиворечивость и взаимодополняемость стратегических целей, прямых государственных (муниципальных) воздействий и результатов, прямое причинно-следственное влияние прямых государственных (муниципальных) воздействий на достижение стратегических целей, широта охвата распространенности результатов муниципальных программ и прямого государственного (муниципального) воздействия с точки зрения территориального или отраслевого охвата, охвата различных целевых групп, устойчивость фактических или ожидаемых результатов и эффектов в долгосрочном периоде. Также в процессе постановки целей и формулирования вопросов могут быть определены иные аспекты контроля с учетом специфики сферы (предметной области), в которой осуществляет свою деятельность объект аудита (контроля).

2.5.5. К целям и вопросам анализа также относятся оценки планируемого (фактического) межотраслевого и (или) межведомственного влияния на конечные результаты и итоговые эффекты соответствующих муниципальных программ и муниципальной бюджетной политики в соответствующих сферах.

2.6. Предметом контрольного или экспертно-аналитического мероприятия является процесс достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, в том числе:

1) актуальные и прогнозируемые проблемы безопасности и социально-экономического развития и их причины, ожидания целевых групп, связанные с достижением стратегических целей;

2) проекты программ, действующие и реализованные программы, деятельность участников стратегического управления по их инициированию (разработке), реализации и завершению, а также ожидаемые и фактические результаты программ (непосредственные результаты, конечные результаты, итоговые эффекты);

3) состояние отдельных элементов системы государственного (муниципального) управления, включая функционирование управленческих, финансово-бюджетных, информационно-телекоммуникационных, правовых и иных элементов системы государственного (муниципального) управления, а также сферы развития и укрепления финансовой системы и обеспечения стабильности финансового рынка.

2.7. В рамках мероприятия также оценивается планируемая или фактическая деятельность объекта контроля, направленная на достижение стратегических целей, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

2.8. По вопросам мероприятия необходимо сформировать развернутое представление (знания) о деятельности участников стратегического управления, а также об условиях, о предпосылках, причинах, возможных и ожидаемых последствиях такой деятельности. Данный вид знаний должен приобретаться в рамках каждого конкретного мероприятия по оценке реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования.

2.9. Документирование действий, обеспечивающих получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств (аудиторских процедур), и их результатов для обоснования применения профессионального суждения в стратегически важных или потенциально субъективных (сложных) вопросах контрольного или экспертно-аналитического мероприятия должно проводиться в рамках формирования рабочей документации.

2.9.1. Особенности сбора аудиторских доказательств базируются на следующих принципах:

преобладание аналитических доказательств (Приложения 1, 2, 3);

широкое вовлечение органов и организаций, внешних экспертов для получения аудиторских доказательств;

воспроизводимость аудиторских доказательств, то есть можно ожидать, что другие должностные лица Контрольно-счетной палаты получат аналогичные аудиторские доказательства и сделают аналогичные выводы.

2.9.2. Определение на основе профессионального суждения должностного лица Контрольно-счетной палаты достаточности аудиторских доказательств означает необходимость определения, достаточное ли количество (полнота) аудиторских доказательств собрано для обоснования результатов и выводов мероприятия.

2.9.3. Определение на основе профессионального суждения должностного лица Контрольно-счетной палаты того, что аудиторские доказательства являются надлежащими, включает оценку уместности, надежности и валидности доказательств:

уместность означает, что доказательства имеют логическую связь с целями и вопросами мероприятия и значимы для достижения целей мероприятия;

надежность означает степень, в которой аудиторские доказательства подтверждаются данными из различных источников или позволяют получать одни и те же результаты при повторном получении;

валидность означает обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования к конкретным условиям в рамках проводимого мероприятия.

2.9.4. Доказательства не являются достаточными, если использование доказательств несет неприемлемо высокий риск, который может привести к неверным выводам, либо доказательство не предоставляет разумной основы для достижения целей стратегического аудита, формирования результатов и выводов.

2.9.5. С учетом специфики мероприятия и преобладания аналитических доказательств над материальными или документальными предъявляются повышенные требования к содержанию аудиторских доказательств. Выбранные методы получения доказательств должны обеспечивать разумную уверенность в их достаточности и надлежащем характере, которая может быть достигнута путем использования взаимодополняющих друг друга методов исследования, обосновывающих полученные результаты и выводы.

2.9.6. Следующие подходы могут быть использованы при оценке достаточности доказательств:

чем выше аудиторский риск, тем выше требования к количеству (достаточность) и качеству (насколько являются надлежащими) доказательств;

наличие большого количества аудиторских доказательств не компенсирует недостаток уместности, валидности или надежности;

обычно требуется больше аудиторских доказательств, когда представители объекта аудита (контроля) имеют другое (отличное от мнения инспектора) мнение.

2.9.7. Существуют различные типы аудиторских доказательств и их источников. При сборе различных типов аудиторских доказательств необходимо учитывать следующее:

свидетельства в письменной форме являются более надежными, чем исключительно устные;

доказательства, основанные на серии интервью, являются более надежными, чем доказательства, основанные на основе одного или нескольких интервью с несколькими респондентами;

свидетельства являются более надежными, если они получены в условиях, когда опрашиваемые могут высказываться свободно;

доказательства, полученные от компетентной и независимой третьей стороны, являются более надежными, чем доказательства, полученные от руководства объекта контроля или лиц, которые имеют прямое отношение к объекту контроля;

доказательства, полученные в результате прямого наблюдения, расчетов и проверки, являются более надежными, чем доказательства, полученные косвенно;

предпочтение методу получения доказательств (анализа) отдается на основе оценки применимости данного метода в конкретной ситуации, осуществляемой в том числе с привлечением научных организаций, экспертов для обоснования возможности и необходимости его применения.

2.9.8. В случае, когда для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица и иные сотрудники Контрольно-счетной палаты, руководитель мероприятия по согласованию с Председателем Контрольно-счетной палаты может привлечь к работе экспертов из широкого круга областей.

2.10. На всех этапах контрольного или экспертно-аналитического мероприятия важно соблюдать принцип существенности - это уровень важности и значительности вопросов, выводов, результатов, а также включаемых в итоговые документы по результатам мероприятия рекомендаций.

2.10.1. Результаты и выводы считаются существенными, если они соответственно по отдельности или в совокупности могут оказать влияние на принятие конкретных управленческих решений или изменение процедур их принятия.

2.10.2. Существенность рекомендаций, выдаваемых объектам контроля и иным заинтересованным органам и организациям по итогам мероприятий, определяет востребованность, а также вероятность их практического применения адресатом в работе, в том числе предполагающего изменение конкретных управленческих решений или процедур их принятия.

2.10.3. Повышенное внимание к существенности является одним из приоритетов мероприятия на всех его этапах. Применение существенности позволяет делать взвешенные выводы с учетом особенностей социальных и политических аспектов предмета контроля, определения целей и вопросов мероприятия, критериев, оценки документации, аудиторских доказательств, управления рисками, связанными с получением неуместных или незначимых результатов, документирования результатов и формулирования выводов и рекомендаций.

2.10.4. Существенность при определении оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования может содержать количественные и качественные аспекты. К количественным аспектам могут относиться, например, вопросы соотношения ожидаемых результатов от реализации рекомендаций и затрат на их реализацию. К качественным аспектам существенности могут относиться, например, вопросы потенциальной социально-экономической значимости для целевых групп.

2.11. На всех этапах контрольного или экспертно-аналитического мероприятия руководитель мероприятия (во взаимодействии с составом рабочей группы) должен просчитывать аудиторские риски, связанные с вероятностью того, что сформулированные в отчете (акте, заключении) выводы и предложения (рекомендации) могут оказаться ненадлежащими (неверными или неполными), не представляющими ценности для пользователей, то есть не содержащими информацию, которая бы способствовала достижению (повышению достижимости) стратегических целей.

2.11.1. Существует аудиторский риск того, что при проведении мероприятия существенные недостатки не будут обнаружены; на основе собранных аудиторских доказательств будет сделан неверный вывод, в частности, о реализуемости стратегических целей, результативности мер, принимаемых для их достижения, или не будут выявлены или будут некорректно выявлены и оценены риски достижения стратегических целей.

2.11.2. Аудиторский риск может быть уменьшен вследствие таких действий, как, например, увеличение объема аудиторских процедур, в том числе за счет увеличения количества должностных лиц Контрольно-счетной палаты или привлечения внешних экспертов, изменения методов для получения аудиторских доказательств.


3. Оценка рисков


3.1. Оценка рисков достижения стратегических целей, предусмотренных программами, является одной из целей стратегического аудита.

3.2. Под риском в рамках Стандарта понимается влияние неопределенности на достижение стратегических целей.

3.3. Целями оценки рисков являются:

выявление потенциальных областей, ситуаций, препятствующих достижению стратегических целей;

определение рисков и анализ тех, которые являются наиболее важными и критичными для достижения стратегических целей;

выявление наличия системы управления рисками у объекта контроля и проведение первоначальной оценки уровня зрелости системы управления рисками объекта контроля, формирование рекомендаций по созданию, совершенствованию системы управления рисками объекта контроля;

анализ того, какие мероприятия планирует, осуществляет участник стратегического управления для минимизации рисков, формирование рекомендаций по совершенствованию, выработке мер по уменьшению рисков.

3.4. Процедура оценки рисков состоит из следующих этапов:

1) определение стратегических целей, исследуемых в рамках мероприятия. Выявление, идентификация рисков, связанных с достижением стратегических целей, составление реестра рисков, включающего название риска, краткое описание, причины, факторы риска, последствия реализации рисковых событий, риска; существующие на объекте контроля контрольные меры, процедуры по управлению рисками;

2) анализ и оценивание рисков. Анализ рисков проводится в целях определения вероятности возникновения рисков и потенциальных опасных последствий рисков, идентифицированных на предыдущем этапе. Оценивание рисков проводится после анализа рисков для определения того, какие риски являются критическими, для каких необходимо провести дополнительные и, возможно, более глубокие исследования, а каким можно уделить меньше внимания. Все риски оцениваются с учетом вероятности их возникновения и потенциальных негативных последствий для реализации стратегических целей;

3) приоритизация рисков. На основании произведенной оценки рисков и шкал оценки может составляться карта рисков и определяется приоритетность рисков. Информация об оценке рисков и их критичности может заноситься в реестр рисков.

3.5. По рискам, для которых признано целесообразным воздействие на риск, объекту контроля может быть дана рекомендация подготовить план мероприятий, снижающих вероятность наступления рисков и (или) тяжесть последствий наступления (свершения) рискового события.


4. Этапы проведения контрольных

и экспертно-аналитических мероприятий по вопросу оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования


Оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования в рамках контрольного или экспертно-аналитического мероприятия проводится в три этапа:

1) подготовительный этап;

2) основной этап;

3) заключительный этап.


4.1. Подготовительный этап


4.1.1. Подготовительный этап мероприятия состоит в предварительном изучении предмета мероприятия.

Предварительное исследование на подготовительном этапе помогает определить наиболее ценную информацию и имеющиеся данные о предмете контроля и его аспектах, подобрать необходимые методы для анализа, тем самым оптимизировать границы и объем аудиторских процедур. По итогам предварительного исследования могут составляться карты данных и матрица подготовительного этапа стратегического аудита (далее — матрица дизайна), где определяются в том числе цели, вопросы и критерии контроля, методы (количественные, качественные), ограничения, ожидаемые результаты мероприятия, предварительные выводы и рекомендации. Для удобства указанные элементы систематизируются в табличной форме в виде матрицы дизайна, которая включается в рабочую документацию (Приложение 4).

4.1.2. Надлежаще собранная и оформленная в виде матрицы дизайна информация отвечает следующим требованиям:

позволяет полно раскрывать поставленные вопросы в контексте проведения мероприятия, принимать во внимание возможные ограничения методов и данных;

соответствует требованиям к точности, полноте и убедительности информации, необходимой для ответа на вопросы мероприятия и удовлетворения потребностей пользователей отчета;

вписывается в текущие ограничения по времени, трудовым и иным ресурсам;

основывается на надежных и достоверных данных (отсутствие систематических ошибок и искажений, способных привести к неточным выводам).

4.1.3. Валидация (проверка полноты, корректности, логической связанности элементов) матрицы дизайна должна быть проведена путем сбора комментариев и предложений по ее улучшению от участников мероприятия. При необходимости к обсуждению привлекаются иные сотрудники Контрольно-счетной палаты, внешние эксперты. Валидация матрицы дизайна проводится в целях:

проверки качества выбранных методов, включая проверку доступности и надежности источников информации и данных, приоритизацию вопросов и гипотез;

представления разнообразных независимых и экспертных мнений по целям и вопросам мероприятия, включая наличие возможных потенциальных направлений исследований (анализа).

4.1.4. В случае сложного дизайна, потенциальных трудностей с доступом к данным для анализа проводится тестирование матрицы дизайна для снижения рисков недостижения поставленных целей мероприятия, в том числе:

уточнения и доработки матрицы дизайна мероприятия;

предварительной оценки потенциальной доказанности всей цепочки элементов матрицы дизайна от цели до рекомендаций;

получения дополнительной информации о наличии и надежности данных (уточнения при необходимости карт данных), уместности предполагаемых инструментов сбора данных.

4.1.5. Особое значение на этом этапе имеют анализ доступности (включая необходимый формат, состав, уровень агрегации), надежности данных для целей проведения мероприятия, уточнение процедур сбора (методологии расчета) и хранения данных в течение периода проведения мероприятия, оценка того, позволяют ли данные и методы их анализа получить ответ, соответствующий вопросу мероприятия, обеспечить необходимый охват предмета мероприятия.

4.1.6. Уточненная и дополненная по итогам валидации и тестирования матрица дизайна включается в рабочую документацию, на ее основе разрабатываются программа проведения мероприятия (далее — программа мероприятия).

4.1.7. При формировании и утверждении программы мероприятия осуществляются подготовка и утверждение рабочего плана проведения мероприятия.

4.1.8. Программа мероприятия формирует подробный план действий для каждого должностного лица Контрольно-счетной палаты, определяет потребность во внешних экспертах и в иных привлекаемых ресурсах. Программа мероприятия является основой, определяющей набор рабочей документации, формируемой в ходе проведения основного этапа, а также при подготовке заключительного этапа и подготовке отчета по результатам мероприятия. Руководитель мероприятия в ходе проведения мероприятия проверяет и оценивает соответствие работы, выполняемой инспекторами и внешними экспертами, рабочему плану и программе мероприятия.


4.2. Основной этап


4.2.1. В процессе сбора фактических данных и информации на основном этапе, как правило, проводится значительный объем аналитических процедур, изучаются данные и результаты проведенных ранее мероприятий.

4.2.2. Использование данных из различных источников повышает надежность результатов. С возрастанием сложности вопроса стратегического аудита возрастает потребность в использовании не одного, а нескольких способов (методов) для ответа на него и использовании нескольких источников информации и данных. Для таких ситуаций следует применять комбинацию из не менее чем трех различных методов сбора, анализа, обработки и интерпретации данных (информации) в целях всестороннего независимого подтверждения результатов (метод триангуляции).

4.2.3. Результаты и информация, полученные в ходе стратегического аудита, а также сформулированные выводы и рекомендации в разрезе каждого вопроса мероприятия систематизируются в табличной форме в виде матрицы результатов стратегического аудита (далее - матрица результатов), представляющей собой элемент рабочей документации для сбора основных составляющих частей отчета в структурированном виде.

4.2.4. Матрица результатов позволяет рабочей группе, внешним экспертам и другим заинтересованным сторонам сформировать единое понимание результатов стратегического аудита (Приложение 5).

4.2.5. В ходе проведения стратегического аудита обнаруженные факты сравниваются с выбранными критериями, наблюдаемые различия представляют собой подтвержденные доказательствами результаты.

4.2.6. После характеристики результатов необходимо определить причины и последствия наблюдаемой стратегической результативности (или иного критерия). Как правило, данные процедуры проводятся в завершение основного этапа, но в зависимости от сложности предмета и особенностей получения аудиторских доказательств анализ может проводиться на заключительном этапе.

4.2.7. Валидация матрицы результатов проводится по аналогии с валидацией матрицы дизайна в целях обсуждения основных результатов и выводов, достаточности аудиторских доказательств, адекватности выбранных методов анализа и уместности предложений (рекомендаций).

4.2.8. Участники мероприятия должны составлять (собирать) рабочую документацию в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обоснования профессионального суждения. Рабочая документация должна быть достаточно детализирована, чтобы позволить пользователю, компетентному в вопросах предмета стратегического аудита, понять его результаты, проведенные процедуры, полученные доказательства и сделанные выводы на основе документации.

4.2.9. При осуществлении стратегического аудита подлежат документированию информация и сведения в целях:

предварительного изучения предмета стратегического аудита;

формирования доказательств, подтверждающих результаты и обосновывающих выводы и предложения (рекомендации);

обоснования ответов на запросы заинтересованных в результатах мероприятия сторон;

обеспечения качества стратегического аудита и возможности контроля качества, включая валидацию на основе консультативной группы внешних экспертов (панели);

подтверждения того, что стратегический аудит проводился в соответствии с установленными требованиями и правилами, на основе программы и рабочего плана.

4.2.10. При проведении стратегического аудита должностные лица Контрольно-счетной палаты должны составлять (собирать) рабочую документацию в достаточно полной и подробной форме, фиксируя выполненные аудиторские процедуры, для обоснования применения ими профессионального суждения. Форма, содержание и объем рабочей документации зависят от применявшихся методов осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности, сложности предмета стратегического аудита, характера выполняемых процедур, выявленных рисков, значимости полученных доказательств, необходимости документирования тех или иных результатов или обоснования выводов, которые не очевидны из собранных доказательств, масштабов применения профессионального суждения при проведении работ или оценки их результатов, а также применявшейся методологии при проведении стратегического аудита.

4.2.11. В рабочей документации необходимо отражать методологию сбора и анализа данных (включая схемы проведения интервью, анкеты опросов), результаты применения специальных методов (статистический анализ, анкетирование, интервью, фокус-группы и так далее).

4.2.12. По результатам основного этапа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением стратегического аудита оформляется акт или заключение соответственно.


4.3. Заключительный этап


4.3.1. При подготовке отчета (заключения) о результатах мероприятия могут использоваться структура и содержание матрицы результатов, подготовленной на основном этапе.

За исключением случаев, когда контрольное мероприятие проводится в рамках комплекса мероприятий при осуществлении предварительного аудита формирования муниципального бюджета, а также комплекса мероприятий при осуществлении последующего контроля за исполнением муниципального бюджета, по результатам которых предусмотрено оформление заключений.

4.3.2. Должностное лицо Контрольно-счетной палаты при подготовке проекта отчета (заключения) о результатах мероприятия должно ориентироваться на такие элементы его качества, как точность, объективность, полнота, ясность (четкость) формулировок и текста, краткость и понятность изложения, а также своевременность.

4.3.3. Краткое описание методов на основании подготовленной матрицы дизайна и матрицы результатов в случае их применения должно быть включено в отчет мероприятия (заключение) как самостоятельный раздел (приложение). В этой части отчета (заключения) должно быть описано, как выполненные аудиторские процедуры позволили достичь цели мероприятия, включая описание методов сбора данных, анализа данных, формирования аудиторских доказательств. В этой части также описываются допущения, сделанные при проведении стратегического аудита (например, построение выборок, применяемые методы, используемые критерии, а также ограничения методов).

4.3.4. В отчете должны быть дополнительно описаны ограничения и степень неопределенности, связанные с надежностью и достоверностью использованных данных в том случае, если данная информация важна для выводов и рекомендаций и данное описание необходимо, чтобы избежать неверной трактовки содержания отчета его пользователями.

4.3.5. Подробность изложения должна быть достаточной для обеспечения понимания осведомленными пользователями отчетов того, как достигались цели стратегического аудита.

4.3.6. Содержащиеся в отчете выводы представляют большую ценность, если они ведут к системным рекомендациям, убеждающим пользователей отчета в необходимости принятия конкретных решений и выполнения действий.

4.3.7. Рекомендации по итогам стратегического аудита должны носить системный и приоритетный характер, быть ориентированы на улучшения в конкретной области, быть достаточными для устранения причин и условий выявленных проблем.

4.3.8. Качественные рекомендации являются адресными (адресованы объекту стратегического аудита, иным органам и организациям, обладающим полномочиями принимать решения и действовать), конкретными, реализуемыми, контролируемыми и экономически эффективными.

4.3.9. По результатам заключительного этапа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением стратегического аудита оформляется отчет (заключение).



Приложение 1

к Стандарту

Примерный перечень показателей (индикаторов),

отражающих достижение ожидаемых результатов социально-экономического развития муниципального образования


Наименование показателя

Единицы измерения

Демографические показатели


Численность постоянного населения (на начало года)

человек

Средний возраст

лет

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

лет

Общий коэффициент рождаемости смертности

на 1000 человек

Общий коэффициент смертности

на 1000 человек

Естественный прирост (+), убыль (-) населения

человек

Миграционный прирост (+), убыль (-) населения

человек

Уровень жизни


Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника по крупным и средним организациям

рублей

Среднедушевые располагаемые денежные доходы (в месяц)

рублей

Средний размер назначенных пенсий (в месяц)

рублей

Реальная начисленная заработная плата

процентов

Реальные располагаемые денежные доходы населения

процентов

Реальный размер назначенных пенсий по старости

процентов

Соотношение денежных доходов с величиной прожиточного минимума

процентов

Соотношение заработной платы с величиной прожиточного минимума

процентов

Соотношение пенсии по старости с величиной прожиточного минимума

процентов

Соотношение среднедушевого дохода с величиной прожиточного минимума

процентов

Труд и занятость


Среднегодовая численность занятых в экономике на территории муниципального образования

человек

Численность занятых в малом бизнесе

человек

Среднегодовая численность экономически активного населения

человек

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

процентов

Экономика


Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по основным видам экономической деятельности

тыс. рублей

Индекс физического объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам экономической деятельности

процентов к предыдущему периоду

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по «чистым» видам сельскохозяйственной деятельности (валовая продукция сельского хозяйства) во всех категориях хозяйств

тыс. рублей

Индекс физического объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по «чистым» видам сельскохозяйственной деятельности во всех категориях хозяйств

процентов к предыдущему периоду

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство»

тыс. рублей

Индекс физического объема работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство»

процентов к предыдущему периоду

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

тыс. рублей

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

процентов к предыдущему периоду

Оборот розничной торговли

тыс. рублей

Индекс физического объема оборота розничной торговли

процентов к предыдущему периоду

Платные услуги, оказанные населению

тыс. рублей

Индекс физического объема платных услуг, оказанных населению

процентов к предыдущему периоду

Количество малых предприятий

единиц

Численность занятых на малых предприятиях

человек

Число личных подсобных хозяйств

единиц

Объем сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств

тыс. рублей

Количество индивидуальных предпринимателей

человек

Обеспеченность жильем


Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования

м кв. общей площади

Индивидуальные жилые дома, построенные населением за свой счет и с помощью кредитов

м кв. общей площади

Общая площадь жилищного фонда

м кв.

Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир (на конец года)

м кв. общей площади на чел.

Количество семей, улучшивших жилищные условия

единиц

Количество молодых специалистов, улучшивших жилищные условия

человек

Инфраструктура


Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием

км дорог на 1 000 кв. км территории

Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом

м кв. на чел.

Уровень обеспеченности населения питьевой водой нормативного качества

м кв. на чел.

Степень износа инженерных коммуникаций

процентов от общей протяженности

Территория


Общая площадь территории

га

Земли сельскохозяйственного назначения

га

Земли поселений

га

Земли промышленности и транспорта

га

Земли лесного фонда

га

Земли особо охраняемых территорий и объектов

га

Земли запаса

га

Количество земельных участков, предоставленных в собственность

единиц

Объем доходов от арендных платежей за землю

тыс. рублей

Количество действующих договоров аренды земельных участков

единиц

Количество поданных судебных исков о взыскании задолженности по арендной плате

единиц

Социальная сфера


Доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет

процентов

Доля населения, участвующего в культурной жизни, в численности населения

процентов

Доля населения, занимающегося физической культурой, в численности населения

процентов

Количество спортивных сооружений

единиц

Обеспеченность плавательными бассейнами

кв. м зеркала воды на 10 тыс.чел.

Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями

кв. м на 10 тыс. человек

Безопасность


Уровень криминогенности

преступлений на 100 тыс. чел.

Количество актов терроризма и экстремизма

единиц

Муниципальные финансы


Доходы местного бюджета

тыс. рублей

Собственные доходы бюджета

тыс. рублей

Налоговые доходы

тыс. рублей

Неналоговые доходы

тыс. рублей

Безвозмездные поступления от бюджетов других уровней

тыс. рублей

Расходы местного бюджета

тыс. рублей

Дефицит(-), профицит (+) бюджета

тыс. рублей

Объем неналоговых доходов бюджета от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

тыс. рублей

Объем муниципального внутреннего и внешнего долга

тыс. рублей

Отношение объема муниципального внутреннего и внешнего долга к собственным доходам бюджета

процентов

Природные ресурсы, экология


Объемы добычи полезных ископаемых

тыс. рублей

Количество соглашений о социально-экономическом партнерстве/ сотрудничестве, заключенных с организациями, работающими на территории муниципального образования

единиц

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

тонн

Текущие затраты на охрану окружающей среды

тыс. рублей

Государственные и муниципальные услуги


Доля государственных и муниципальных услуг, предоставленных в электронной форме от общего количества обращений

процентов



Приложение 2

к Стандарту

Примерный перечень типовых ошибок, допускаемых исполнительными органами местного самоуправления при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования


1) разработка стратегии социально экономического развития муниципального образования (далее — Стратегия) только силами администрации муниципального образования;

2) исключение широкого общественного обсуждения на начальных этапах работы над проектом Стратегии;

3) проведение одностороннего и формального анализа итогов социально-экономического развития муниципального образования;

4) игнорирование объективных трендов социально-экономического развития муниципального образования;

5) наделение нестабильных процессов статусом тенденций социально-экономического развития муниципального образования;

6) отсутствие причинно-следственных связей между показателями и выводами в анализе социально-экономического развития муниципального образования;

7) отсутствие факторного анализа;

8) отсутствие анализа интересантов;

9) игнорирование работ по всестороннему рассмотрению альтернатив социально-экономического развития муниципального образования;

10) отсутствие связи между прогнозом на долгосрочный период и сценариями социально-экономического развития муниципального образования;

11) сложность формулировки стратегической цели, отсутствие связи с интересами населения муниципального образования;

12) несоответствие «дерева целей» принципам иерархичности и декомпозиции;

13) отсутствие амбициозности целей и задач;

14) отсутствие консолидации общества, бизнеса и власти для развития муниципального образования;

15) отсутствие измеримости целей и задач;

16) отсутствие методики расчета индикаторов;

17) отсутствие обоснования целевых значений индикаторов, заявляемых в качестве измерителей;

18) отсутствие органа управления Стратегией;

19) отсутствие описания взаимодействия между участниками реализации Стратегии;

20) отсутствие источников ресурсного обеспечения Стратегии;

21) опора исключительно на ресурсы местного бюджета;

22) отсутствие описания нефинансовых ресурсов реализации Стратегии;

23) отсутствие системы мониторинга и контроля реализации Стратегии;

24) формальность и простота плана мероприятий по реализации Стратегии;

25) перегруженность плана мероприятий по реализации Стратегии текущей деятельностью.




Приложение 3

к Стандарту

Примерный перечень муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования


1) решение представительного органа муниципального образования о системе документов стратегического планирования, определении последовательности их разработки и содержания, в котором рекомендуется отразить необходимые документы для разработки стратегии социально экономического развития муниципального образования (далее — Стратегия),
в том числе: бюджетный прогноз на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;

2) постановление администрации муниципального образования об утверждении порядка разработки и корректировки бюджетного прогноза на долгосрочный период;

3) постановление администрации муниципального образования об утверждении порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;

4) постановление администрации муниципального образования об утверждении порядка разработки и корректировки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации;

5) постановление администрации муниципального образования о бюджетном прогнозе муниципального образования на долгосрочный период;

6) постановление администрации муниципального образования о прогнозе социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;

7) распоряжение главы муниципального образования о создании совета по организации стратегического управления в муниципальном образовании;

8) распоряжение главы муниципального образования о создании рабочей группы по разработке Стратегии (рекомендуется утвердить календарный график выполнения работ);

9) медиаплан по освещению разработки Стратегии (утверждается главой муниципального образования);

10) решение представительного органа муниципального образования об утверждении (одобрении) Стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

11) постановление администрации муниципального образования об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии;

12) постановление администрации муниципального образования о мониторинге и контроле реализации Стратегии.



Приложение 4

к Стандарту


Матрица

подготовительного этапа стратегического аудита

(матрица дизайна)


Гипотеза

Критерий

Методы

Ограничения

Предварительные результаты

Предварительные выводы

Предварительные рекомендации

Цель 1

Вопрос 1 - вопрос, на который предполагается ответить в ходе аудита (конкретный, нейтральный, на него реалистично получить ответ)

Предположение, которое проверяется в ходе мероприятия

Правило, эталон для принятия решения по оценке

Описание метода (набора методов), который используется для ответа на каждый вопрос

Описание ограничений применяемых методов сбора и анализа данных

Предварительное описание результата

Описание потенциальных выводов по каждой цели на основе ожидаемых результатов

Предварительное описание рекомендаций

Цель 1

Вопрос 2

...

...

...

...

...

...

...

...

Цель 2

Вопрос 1

...

...

...

...

...

...

...



Приложение 5

к Стандарту


Матрица результатов (по каждому вопросу мероприятия)


Результат (Р) = ...

Хорошие практики

Рекомендации

Потенциальная ценность результатов и рекомендаций

факты

(Ф)

критерий

(К)

доказательство

(Д)

первопричины

(П)

последствия




Наиболее важные факты, выявленные на основном этапе мероприятия

Правило, эталон для принятия решения по оценке

Методы анализа данных и полученные по итогам аудиторские доказательства

Причины различий между обнаруженными фактами (Ф) и критерием (К)

Последствия, связанные с первопричинами (П) и соответствующими результатами (Р)

Действия, приводящие к высокой результативности

Действия, направленные на устранение наиболее важных первопричин (П)

Улучшения, ожидаемые в результате выполнения рекомендаций (предпочтительно количественная или качественная оценка)

Это мера актуальности результата

"Как есть"

"Как должно быть"