Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск
МО, г.о. Воскресенск,
г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3

Архив сайта: old.vos-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

Документ "Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг» (начало действия: 15.01.2020 г.)"

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Название, содержание текста документа:
Номер документа:
Дата принятия с:
Выбрать дату в календаре
Дата принятия по:
Выбрать дату в календаре
Принявший орган:
Принадлежность:
Тип документа:
  


03.06.2020

Документ "Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг» (начало действия: 15.01.2020 г.)"

Документ: Скачать


 КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

   

 

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ

   

«ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ»

(начало действия: 15.01.2020 г.)

 



Утвержден

распоряжением Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск

Московской области

от 03.02.2020 № 23

 

 

  

Московская область

городской округ Воскресенск

2020



Содержание

 

 

 

1. Общие положения........................................................................................................3

2. Цель и задачи аудита в сфере закупок.....................................................................4

3. Предмет и объекты аудита в сфере закупок............................................................5

4. Информационная и правовая основы проведения аудита в сфере закупок……...6

5. Порядок проведения аудита в сфере закупок………………………...…...........….8

6. Подготовка к проведению аудит в сфере закупок (подготовительный этап)…....9

7.  Проведение аудита в сфере закупок (основной этап)..............................................9

8.  Оформление результатов аудита в сфере закупок (заключительный этап)........12

9. Использование результатов аудита в сфере закупок.............................................13

10. Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок..................….13

 

 

Приложения

Приложение 1

Типовая программа проведения аудита в сфере закупок

 

 

Приложение 2

Примерная структура обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок за отчетный финансовый год

   

 

1. Общие положения

1.1.    Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг» (далее – Стандарт) является специализированным стандартом и предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск (далее – Контрольно-счетная палата) по осуществлению аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа Воскресенск в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), а также с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

1.2.    Стандарт разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федерального закона о контрактной системе, Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Воскресенск на основе Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)).

1.3.    Стандарт определяет требования, правила и процедуры осуществления Контрольно-счетной палатой аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, который в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе заключается в проверке, анализе и оценке информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее – аудит в сфере закупок). Стандарт используется во всех случаях, когда предметом муниципального финансового контроля является использование бюджетных средств на закупки товаров (работ, услуг).

1.4.    Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых осуществляется аудит в сфере закупок, включая специальные требования к предметам и объектам соответствующих мероприятий, порядку их включения в планы работы, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых документов, случаям направления документов для принятия мер по результатам мероприятий, формированию и размещению обобщенной информации об аудите в сфере закупок, а также методические подходы к осуществлению аудита в сфере закупок.

1.5.    Задачами Стандарта являются:

определение требований к содержанию аудита в сфере закупок;

определение основных этапов и процедур проведения аудита в сфере закупок;

определение порядка использования результатов аудита в сфере закупок;

определение порядка формирования и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок.

1.6.    По вопросам, порядок решения которых не урегулирован настоящим Стандартом, решение принимается Председателем Контрольно-счетной палаты и оформляется правовым актом Контрольно-счетной палаты.

1.7.    Внесение изменений в настоящий Стандарт осуществляется распоряжением Контрольно-счетной палаты.

1.8.   Термины и определения, используемые в Стандарте, применяются в настоящем Стандарте в значениях, установленных в документах, указанных в пункте 1.2 Стандарта.

2. Цель и задачи аудита в сфере закупок

2.1.   Целью аудита в сфере закупок является проверка, анализ, оценка и предоставление получателям результатов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля обобщенной информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на осуществление закупок товаров (работ, услуг).

2.2.   Итогом аудита в сфере закупок является оценка уровня обеспечения муниципальных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.3.   Задачами аудита в сфере закупок являются:

2.3.1. Проверка, анализ и оценка информации о деятельности заказчиков по планируемым к заключению, заключенным и (или) исполненным контрактам, в том числе законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность закупок;

2.3.2. Анализ и оценка информации о системе управления контрактами (организационных структурах, функции которых связаны с планированием и осуществлением закупок, контролем в сфере закупок);

2.3.3. Установление причин и последствий выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготовка предложений по их устранению и предотвращению, а также по совершенствованию контрактной системы;

2.3.4. Сбор, анализ и систематизация информации об устранении установленных нарушений и недостатков, их причин и последствий, а также реализации предложений по совершенствованию контрактной системы.

 

3. Предмет и объекты аудита в сфере закупок

3.1.   Предметом аудита в сфере закупок является деятельность заказчиков по использованию бюджетных и иных средств на закупки товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. Деятельность, осуществлявшаяся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, регулировавшим осуществление закупок (размещение заказов), может являться предметом аудита в сфере закупок, если ее осуществление продолжается после вступления в силу Федерального закона о контрактной системе, либо ее результаты оказывают влияние на деятельность заказчиков после вступления в силу указанного Федерального закона.

3.2.   Деятельность иных органов (организаций), осуществляемая в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе или связанная с осуществлением закупок и влияющая на деятельность заказчиков, анализируется в ходе аудита в сфере закупок с учетом полномочий Контрольно-счетной палаты (уполномоченные органы и учреждения; органы по регулированию и контролю в сфере закупок и производства товаров, работ, услуг; исполнители контрактов и их объединения; экспертные и общественные организации и др.).

3.3.   В случае передачи заказчиком своих полномочий иной организации деятельность соответствующей организации является предметом аудита в сфере закупок с учетом полномочий Контрольно-счетной палаты (уполномоченное казенное учреждение; бюджетное, автономное учреждение или унитарное предприятие в части инвестиций в объекты капитального строительства; специализированная организация).

3.4.   К сфере регулирования Федерального закона о контрактной системе и предмету аудита в сфере закупок относится осуществление закупок с использованием средств бюджета; субсидий, полученных из бюджета бюджетными учреждениями; субсидий на объекты капитального строительства, полученных из бюджета автономными учреждениями и унитарными предприятиями. В установленных в статье 15 Федерального закона о контрактной системе случаях к сфере его регулирования относятся закупки с использованием средств бюджетных учреждений, полученных от приносящей доход деятельности; бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, полученных из бюджета хозяйственными товариществами и обществами.

3.5.   Деятельность заказчиков, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» анализируется в ходе аудита в сфере закупок, если это необходимо для достижения его цели (например, при использовании заказчиками в соответствующей сфере разных правовых режимов закупок либо при оценке правомерности и обоснованности выбора соответствующего способа выделения средств и правового режима закупок).

3.6.   Объектами аудита в сфере закупок являются участники контрактной системы в сфере закупок (муниципальные заказчики, заказчики, уполномоченный орган, уполномоченные учреждения, специализированные организации, поставщики, получатели товаров, работ, услуг по государственному (муниципальному) контракту), на которых распространяются контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Контрольно-счетной палате.

4. Информационная и правовая основы проведения аудита в сфере закупок

4.1. Правовой и информационной основой проведения аудита в сфере закупок являются:

4.1.1. Законодательство о контрактной системе, в том числе Федеральный закон о контрактной системе (с учетом сроков вступления в силу отдельных положений согласно статьям 112 и 114) и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

4.1.2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4.1.3. Сведения из единой информационной системы в сфере закупок, в том числе утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (на официальном сайте zakupki.gov.ru):

планы-графики закупок;

информация о реализации планов и планов-графиков закупок;

реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;

реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов; реестр банковских гарантий; перечни товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;

правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров (работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов, органов местного самоуправления;

отчеты заказчиков, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе;

извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним; информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, законодательством Московской области;

информация о результатах мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Федеральным законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Сведения из Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области (далее – ЕАСУЗ), подсистемы Портала исполнения контрактов ЕАСУЗ, подсистемы Электронный магазин ЕАСУЗ и других информационных систем.

4.1.4. Внутренние документы заказчика, в том числе:

документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;

документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;

утвержденный план-график закупок;

утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров (работ, услуг), и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов, органов местного самоуправления;

документы, регламентирующие проведение контроля в сфере закупок, осуществляемые заказчиком;

иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок.

4.1.5. Сведения с электронных площадок (сайтов, на которых проводятся электронные аукционы), включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

4.1.6. Сведения с официальных сайтов органов местного самоуправления, заказчиков и производителей (поставщиков), в том числе о планируемых закупках.

4.1.7. Печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках.

4.1.8. Сборники и базы данных государственной статистической отчетности, включая данные федерального статистического наблюдения.

4.1.9. Документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителю, в том числе отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренные контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка.

4.1.10. Результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых Контрольно-счетной палатой.

4.1.11. Иная информация (документы, сведения), в том числе полученная от экспертов, о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных нужд.

 

5. Порядок проведения аудита в сфере закупок

5.1. Планирование аудита в сфере закупок осуществляется в ходе подготовки проектов планов работы Контрольно-счетной палаты на соответствующий год.

5.2. Аудит в сфере закупок может включаться в планы работы Контрольно-счетной палаты в качестве отдельных контрольных или экспертно-аналитических мероприятий либо осуществляться в ходе иных контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, в предмет которых входят закупки товаров (работ, услуг) в качестве его составной части (отдельного вопроса). Аудит в сфере закупок также может осуществляться при подготовке обобщенной информации о его результатах и в ходе иной деятельности Контрольно-счетной палаты (в частности, при осуществлении закупок для нужд Контрольно-счетной палаты).

5.3. В случае, если закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, являются единственным предметом контроля соответствующее контрольное или экспертно- аналитическое мероприятие может содержать в наименовании слова «аудит в сфере закупок» с конкретизацией категории товаров (работ, услуг) и (или) заказчиков, а также вида мероприятия (контрольное, экспертно-аналитическое) или метода контроля.

5.4. В случае если аудит в сфере закупок осуществляется в качестве составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического мероприятия), то аудит в сфере закупок осуществляется с учетом оценки рисков возможных нарушений законодательства о контрактной системе.

5.5. Проведение аудита в сфере закупок может осуществляться на основании общедоступных данных и полученной по запросам Контрольно-счетной палаты информации (без выхода на объект контроля).

5.6. Проверки в служебных помещениях заказчиков или иных органов (организаций) (с выходом на объект контроля) проводятся в случаях, когда требуется ознакомиться с большим объемом информации (документов и материалов), опросить должностных лиц, проверить фактически поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), способы и условия их приобретения и использования.

5.7. Для оценки качества, цены и иных характеристик объекта закупок, состояния рынка соответствующих товаров (работ, услуг), а также их соответствия потребностям и целям в сфере деятельности заказчика могут привлекаться внешние эксперты и специалисты.

5.8. Аудит в сфере закупок включает следующие этапы:

подготовка к проведению аудита в сфере закупок (подготовительный этап);

проведение аудита в сфере закупок (основной этап);

оформление результатов аудита в сфере закупок (заключительный этап).

5.9. Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей объектов аудита в сфере закупок, заключенным и исполненным контрактам в проверяемом периоде, а также вида проведения аудита в сфере закупок – в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия либо составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.

5.10. В ходе подготовки, проведения, оформления результатов и реализации результатов аудита в сфере закупок, осуществляемого в форме контрольного мероприятия, необходимо руководствоваться, в том числе, Стандартом внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

6. Подготовка к проведению аудита в сфере закупок

(подготовительный этап)

6.1. Подготовка к проведению аудита в сфере закупок включает осуществление следующих действий:

предварительное изучение предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики;

определение цели (целей) и вопросов аудита в сфере закупок, способов проведения аудита в сфере закупок, методов сбора фактических данных и информации.

6.2. Предварительное изучение предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики проводится на основе сведений из общедоступных источников информации, имеющихся у Контрольно-счетной палаты (в том числе данных единой информационной системы в сфере закупок (официального сайта zakupki.gov.ru), ЕАСУЗ, электронных торговых площадок, официальных сайтов объектов аудита и т.д.), а также с учетом результатов ранее проведенных Контрольно-счетной палатой контрольных и (или) экспертно-аналитических мероприятий.

На данном этапе формируется перечень нормативных правовых актов, применяемых при проведении закупок с учетом специфики предмета и объекта аудита в сфере закупок.

6.3. По результатам предварительного изучения предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики определяются цель (цели) и вопросы аудита в сфере закупок, способы его проведения, а также методы сбора фактических данных и информации.

Цель (цели) и вопросы аудита в сфере закупок отражаются в программе проведения контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.

6.4. Проведение аудита в сфере закупок в виде отдельного контрольного мероприятия осуществляется по программе, сформированной на основе Типовой программы проведения аудита в сфере закупок согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.

7. Проведение аудита в сфере закупок (основной этап)

7.1. На основном этапе аудита в сфере закупок проводится проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы проведения контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.

Нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц классифицируются с учетом положений Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

При выявлении нарушений законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений (статьи 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, ч. 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствующая информация и материалы направляются в Главное контрольное управление Московской области для принятия мер реагирования.

7.2. Под законностью закупок в настоящем Стандарте понимается соответствие действий (бездействий) заказчиков, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), иных участников контрактной системы законодательству и иным нормативным правовым актам о контрактной системе.

На данном этапе оценивается деятельность заказчика и уполномоченного органа (при наличии), уполномоченного учреждения (при наличии), а также деятельность формируемых им контрактной службы (контрактных управляющих) и комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, привлекаемых им специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок и система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком и система управления закупками.

В ходе аудита в сфере закупок проверяется и (или) анализируется соблюдение порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок. Под системой управления контрактами (закупками) в настоящем Стандарте понимаются государственные (муниципальные) органы и организации (их подразделения и должностные лица), функции и полномочия которых связаны с планированием, осуществлением закупок, в том числе по формированию данных единой информационной системы в сфере закупок и единой автоматизированной системы управления закупками Московской области и иных интегрированных с ними информационных систем, а также контролем в сфере закупок.

При анализе и оценке системы управления закупками могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, своевременности создания и полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур. Также оценивается законность действий (бездействия) соответствующих организационных структур, их влияние на целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность закупок.

7.3. Под целесообразностью закупок в настоящем Стандарте понимается соответствие объекта закупки и результатов его использования целям, задачам, функциям и полномочиям заказчиков, возможность достижения целей закупок при выбранных характеристиках объекта закупок. При оценке целесообразности анализируется наличие среди закупок заказчика товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, а также влияние, которое может оказать на результаты деятельности заказчика исключение или уменьшение характеристик объекта закупок, в том числе достаточность выделенного объема средств и осуществленных закупок для достижения целей и результатов закупок.

7.4. Под обоснованностью в настоящем Стандарте понимается соответствие объекта закупки, начальной или фактической цены контракта, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), дополнительных требований к участникам закупки законодательству и иным нормативным правовым актам о контрактной системе.

7.5. Под своевременностью закупок в настоящем Стандарте понимается планирование закупок, заключение контрактов и выполнение их условий в установленные сроки, достаточные для исполнения условий контрактов и обеспечивающие своевременное достижение целей и результатов закупок (выполнение функций и полномочий заказчиков). К несвоевременности закупок могут приводить нарушения и недостатки при планировании закупок, несвоевременное осуществление закупок, невыполнение условий контрактов, иные недостатки системы управления контрактами.

При проверке, анализе и оценке результативности и своевременности закупок может осуществляться выборочный контроль выполнения условий контрактов в части соблюдения сроков исполнения обязательств сторон контракта, соответствия количества, качества и иных характеристик приобретаемых товаров (работ, услуг) положениям контракта и требованиям иных документов.

Также может оцениваться правомерность внесения изменений в контракты и их расторжения, а также соблюдение порядка приемки заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в том числе в части проведения экспертизы результатов исполнения контракта, привлечения экспертов и экспертных организаций. В случае поставки некачественных товаров (работ, услуг), нарушения иных условий контрактов со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проверяется применение заказчиком соответствующих мер ответственности.

7.6. Под эффективностью закупок в настоящем Стандарте понимается достижение целей и результатов закупок с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата закупок с использованием выделенного объема средств. Эффективность (плановая и фактическая) измеряется соотношением количественных показателей результатов и объема средств либо иных ресурсов, используемых для их достижения.

7.7. Под результативностью закупок в настоящем Стандарте понимается достижение заданных результатов и установленных целей закупок, в том числе выполнение планов (планов-графиков) закупок и условий контрактов. Результативность измеряется соотношением плановых (заданных) и фактических результатов.

Непосредственным результатом закупок является поставка (наличие) товаров (работ, услуг), установленного состава, количества, качества и других характеристик. Конечным результатом (целью) закупок является достижение целей и ожидаемых результатов деятельности, для обеспечения которой закупаются соответствующие товары (работы, услуги).

7.8. Конкретный набор анализируемых в ходе аудита в сфере закупок направлений и вопросов (изучаемых документов и материалов, проверяемых органов и организаций) определяется программой проведения соответствующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия исходя из сроков проведения мероприятия, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей деятельности объектов аудита и используемых в их деятельности закупок, а также результатов ранее проведенных мероприятий (выявленных рисков, установленных нарушений и недостатков), подготовленной на основе Типовой программы проведения аудита в сфере закупок согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.

8. Оформление результатов аудита в сфере закупок (заключительный этап)

 

8.1. В документах, составленных по результатам аудита в сфере закупок в зависимости от вида его проведения (в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия либо составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия), дается общая характеристика закупок соответствующего заказчика (заказчиков) в контролируемой сфере деятельности (состав и количество основных закупаемых товаров, работ, услуг; объемы используемых на закупки средств; количество заключенных контрактов; используемые правовые режимы и способы закупок). Также дается общая характеристика системы управления закупками, правовых актов и иных документов, определяющих цели и объекты закупок в соответствующей сфере деятельности.

8.2. В случае, если закупка товаров (работ, услуг) не является единственным предметом соответствующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, информация о результатах аудита в сфере закупок приводится в отдельном разделе акта, отчета и (или) заключения. Наименование данного раздела должно содержать указание на цель и (или) предмет аудита в сфере закупок (проверку, анализ или оценку деятельности объектов контроля в сфере закупок).

8.3. В случае, если размещение информации о деятельности объектов контроля, связанной с закупками, целесообразно в других разделах (посвященных иным предметам и вопросам контроля), в разделе о результатах аудита в сфере закупок делается ссылка на размещение соответствующей информации в других разделах.

8.4. В актах и иной рабочей документации приводятся все установленные факты (доказательства), характеризующие (влияющие на) законность, обоснованность, своевременность, результативность, эффективность, целесообразность и реализуемость закупок.

8.5. В отчетах и заключениях приводится обобщенная информация об установленных отклонениях, нарушениях и недостатках, их причинах и последствиях (далее – информация о результатах аудита в сфере закупок) и представляется на рассмотрение председателю Контрольно-счетной палаты.

Степень обобщения информации определяется исходя из существенности (значимости) установленных отклонений (распространенности среди заказчиков, числа и стоимости закупок, величины стоимостной оценки отклонений и др.).

В случае, если в ходе проведения аудита в сфере закупок выявлены нарушения (недостатки) и сделанные по итогам аудита выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения (рекомендации), направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта(ов) аудита в сфере закупок, а также по совершенствованию контрактной системы в конкретных сферах и в целом (деятельности соответствующих органов и организаций по правовому регулированию, организации, планированию, осуществлению закупок, использованию их результатов, мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок) и включить их в информацию о результатах аудита в сфере закупок.

В информации о результатах аудита в сфере закупок также отражается информация об устранении установленных ранее нарушений и недостатков, их причин и последствий, реализации сделанных ранее предложений по совершенствованию контрактной системы в соответствующей сфере деятельности, в том числе вышестоящим по отношению к объектам аудита в сфере аудита закупок.

9. Использование результатов аудита в сфере закупок

9.1. Для принятия мер по устранению (предотвращению) установленных в ходе аудита в сфере закупок нарушений и недостатков, их причин и последствий объектам аудита направляются представления Контрольно-счетной палаты, содержащие соответствующие предложения.

9.2. В случае установления в ходе аудита в сфере закупок нарушений иного законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих иные правоотношения, Контрольно-счетная палата принимает меры в соответствии со своими полномочиями.

9.3. Информация о нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, выявленных Контрольно-счетной палатой, направляется в соответствующие контрольные органы в сфере закупок для принятия мер реагирования.

9.4. Информационные письма с предложениями по совершенствованию контрактной системы, информацией о признаках нарушений законодательства могут направляться иным органам и организациям.

 

10. Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок

 

10.1. Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок (далее – обобщенная информация) ежегодно формируется и размещается в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru уполномоченным лицом Контрольно-счетной палаты, на которое возложена данная обязанность (далее – уполномоченное лицо Контрольно-счетной палаты).

10.2. Подготовка обобщенной информации осуществляется уполномоченным лицом Контрольно-счетной палаты на основе сводных данных о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок (в соответствии с законодательством о контрактной системе), и информации о результатах проверок в части соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), загруженных в ведомственную информационную систему КСП Московской области (ВИС КСП) уполномоченным лицом Контрольно-счетной палаты, отраженных в Карте итогов контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия по объекту аудита (контроля) по формам, утвержденным распоряжением Контрольно-счетной палаты.

10.3. Проект обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок за отчетный финансовый год формируется в соответствии с примерной структурой согласно приложению 2 к настоящему Стандарту, подписывается уполномоченным лицом и утверждается председателем Контрольно-счетной палаты.

Обобщенная информация об аудите в сфере закупок также размещается на странице Контрольно-счетной палаты официального сайта городского округа Воскресенск и на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов portalkso.ru.

   



Приложение 1

к Стандарту внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг»

 

 

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

проведения аудита в сфере закупок

 

 

Основание для проведения аудита: пункт _____ Плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области на 20____ год.

Цели аудита: провести анализ и оценить результаты закупок.

Предмет аудита: средства бюджета городского округа Воскресенск, использованные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Объекты аудита: муниципальный заказчик, уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), специализированная организация, поставщик (подрядчик, исполнитель).

Проверяемый период: 20___ год, при необходимости прочие периоды.

Вопросы аудита:

1. Анализ количества и объемов закупок объекта аудита за отчетный период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

2. Проверка законности закупок, в том числе:

анализ организационного и нормативного обеспечения закупок у объекта аудита, включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок и системы управления контрактами в части своевременности действий объекта аудита по реализации условий контракта, применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки;

проверка наличия и порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих), комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, выбора и функционала специализированной организации, организации централизованных закупок, организации совместных конкурсов и аукционов;

проверка наличия утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков;

оценка полноты, достоверности и своевременности представления информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, проверка и (или) анализ соблюдения порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок;

проверка наличия обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации;

проверка соблюдения требований к содержанию документации (извещения) о закупке;

анализ плана-графика закупок, проверка порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, а также порядка их размещения в открытом доступе;

анализ применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту.

3. Анализ и оценка целесообразности закупок, в том числе:

оценка целевого характера использования поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

наличие среди закупок заказчика товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, а также влияние, которое может оказать на результаты деятельности заказчика исключение или уменьшение характеристик объекта закупок, в том числе достаточность выделенного объема средств и осуществленных закупок для достижения целей и результатов закупок.

4. Анализ обоснованности закупки объектом аудита, в том числе:

проверка обоснованности и законности выбора конкурентного, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов;

оценка наличия и достоверности источников информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

5. Анализ осуществления закупки объектом аудита и их своевременности, в том числе:

анализ документации (извещения) на предмет наличия (отсутствия) факторов, ограничивающих число участников закупок и достижение экономии бюджетных средств, соблюдения срока заключения контракта;

проверка документации (извещения) о закупке на предмет включения требований к участникам и объекту закупки, влекущих ограничение конкуренции;

анализ качества исполнения плана закупок (плана-графика закупок);

проверка наличия признаков ограничения доступа к информации о закупке, приводящей к необоснованному ограничению числа участников закупок;

проверка размера авансирования и его обоснованность;

проверка наличия в контракте обязательных условий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

проверка порядка оценки заявок, критерии этой оценки;

установление преимуществ отдельным участникам закупок;

проверка наличия обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов;

проверка применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона;

проверка и оценка обоснованности допуска (отказа в допуске) участников закупки, отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта, в том числе анализ поступления жалоб от участников закупки;

проверка порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, критерии этой оценки, в том числе анализ поступления жалоб от участников закупки;

проверка протоколов, составленных в ходе осуществления закупок, включая их наличие, требований к их содержанию и размещению;

проверка соответствия контракта требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки;

проверка соблюдения сроков заключения контрактов;

проверка наличия и соответствия законодательству предоставленного обеспечения исполнения контракта.

6. Анализ и оценка эффективности осуществления закупки, в том числе:

оценка соответствия поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах;

оценка целевого характера использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг;

анализ экономии бюджетных средств, полученных по результатам осуществления закупок.

7. Анализ и оценка результативности закупки, в том числе:

анализ соблюдения сроков исполнения обязательств сторонами контракта, выполнение планов (планов-графиков) закупок;

проверка правомерности внесения изменений в контракты и соблюдения порядка расторжения контракта;

проверка наличия экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, и отчета о результатах отдельных этапов исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге;

оценка действий заказчика по реализации условий контракта, соблюдения порядка приемки товаров, работ и услуг, их наличия в запланированном количестве (объеме).

 

 

 

   

Приложение 2

к Стандарту внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг»

 

 

Примерная структура

обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок за

отчетный финансовый год

 

1.1.          Правовое и информационное обеспечение контрактной системы в Московской области;

1.2.          Общие итоги осуществления закупок для муниципальных нужд городского округа Воскресенск в отчетном финансового году;

1.3.          Анализ информации о результатах контроля в сфере закупок в городском округе Воскресенск в отчетном финансовом году;

1.4.          Общие результаты осуществления аудита в сфере закупок в отчетном финансовом году, в том числе:

перечень или количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых осуществлялся аудит в сфере закупок;

перечень или количество проверенных заказчиков, иных органов и организаций, деятельность которых связана с закупками;

общая характеристика предмета аудита в сфере закупок (объемы расходов, количество и сумма заключенных и (или) проверенных контрактов);

общая характеристика установленных отклонений, нарушений и недостатков (общее количество и (или) сумма, примеры наиболее значимых);

основные причины и последствия установленных отклонений (в том числе положительных), нарушений и недостатков;

предложения по устранению (предотвращению) наиболее значимых из установленных нарушений и недостатков, их причин и последствий;

предложения по совершенствованию контрактной системы в конкретных сферах деятельности заказчиков и (или) в целом;

полученную за прошедший период информацию о реализации и (или) отказе от реализации указанных предложений.