Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск
МО, г.о. Воскресенск,
г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3

Архив сайта: old.vos-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

Документ "Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Аудит эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности»"

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Название, содержание текста документа:
Номер документа:
Дата принятия с:
Выбрать дату в календаре
Дата принятия по:
Выбрать дату в календаре
Принявший орган:
Принадлежность:
Тип документа:
  


16.08.2023

Документ "Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Аудит эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности»"

Документ: Скачать


Приложение 1

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ





СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

«АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

(начало действия редакции: 04.08.2023)




Утвержден

распоряжением

Контрольно-счетной палаты

городского округа Воскресенск

Московской области

от 04.08.2023 № 35



Московская область

городской округ Воскресенск

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Общие положения…………………………………………………...

3

2.

Термины и определения…………………………………………….

4

3.

Содержание, предмет, объекты и задачи аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности……………………………………………………….



4

4.

Определение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности………………….


8

5.

Особенности организации аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности…….


11

6.

Подготовительный этап мероприятия с применением аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности…………………………………….



12

7.

Проведение основного этапа мероприятия на объектах аудита….

17

8.

Заключительный этап аудита эффективности……………………..

22

9.

Осуществление контроля реализации результатов мероприятия с применением аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности…………………..



24





Приложение № 1…………………………………………………..

25



1. Общие положения


1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (аудита) «Аудит эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности» (далее – Стандарт) предназначен для обеспечения реализации задачи Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области (далее – Контрольно-счетная палата) по определению эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

1.2. Стандарт разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Воскресенск Московской области» (далее – Положение о Контрольно-счетной палате), утвержденным решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20.12.2019 № 79/8 (с изменениями от 25.11.2021 № 439/55), Регламентом Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск, утвержденным распоряжением Контрольно-счетной палаты от 09.01.2020 № 3 (с изменениями от 17.02.2022 № 5) с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», утвержденных постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 29.03.2022 г. № 2ПК, а также международных стандартов для высших органов аудита, разработанных Международной организацией высших органов аудита (ИНТОСАИ).

1.3. Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться работниками контрольно-счетных органов при организации и проведении аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия.

1.4. Если в контрольном мероприятии сочетаются цели, относящиеся к финансовому аудиту и аудиту эффективности, каждая из них должна реализовываться на основе соответствующей ей методологии проведения того или иного типа финансового контроля.

Определение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности при проведении любого контрольного мероприятия, осуществляется только на основе правил и требований проведения аудита эффективности, установленных в настоящем Стандарте.


2. Термины и определения


Для целей Стандарта применяются следующие термины и определения:

эффективность - соотношение между достигнутыми результатами (непосредственными и (или) конечными) и использованными для их достижения бюджетными средствами, отражающее экономность и (или) результативность использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

использование имущества, находящегося в муниципальной собственности - действия (бездействие) объектов аудита (контроля) в отношении муниципального имущества, в том числе по формированию, управлению и распоряжению муниципальным имуществом;

экономность - достижение объектами аудита (контроля) определенных непосредственных и (или) конечных результатов с использованием наименьшего объема средств бюджета муниципального образования;

результативность - достижение объектами аудита (контроля) наилучших непосредственных и (или) конечных результатов с использованием определенного объема средств бюджета муниципального образования;

выгодоприобретатели - группы граждан, организации, потребности или интересы которых целенаправленно или непреднамеренно затрагиваются деятельностью объектов аудита эффективности (контроля);

непосредственный результат - конкретный состав и структура муниципального имущества, формируемые вследствие деятельности объектов аудита эффективности (контроля) по использованию муниципального имущества и возможные для использования выгодоприобретателями;

конечный результат - совокупность значимых изменений, возникающих у выгодоприобретателей после использования непосредственных результатов.


3. Содержание, предмет, объекты и задачи аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности


3.1. Аудит эффективности использования имущества представляет собой тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.

3.2. Предметом аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности являются:

- актуальные вопросы (проблемы) использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, связанные с деятельностью объектов аудита по использованию указанного имущества для достижения непосредственных и (или) конечных результатов;

- деятельность объектов аудита по использованию имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- доходы бюджета муниципального образования от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Предмет аудита эффективности использования имущества отображается в обобщенном виде в наименовании контрольного мероприятия.

Под имуществом, находящимся в муниципальной собственности (далее также муниципальное имущество) понимается имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, предназначенное для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, имущество, обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности).

Эффективность использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, оценивается по следующим категориям муниципального имущества:

- недвижимое имущество казны публично-правового образования;

- недвижимое имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями;

- недвижимое имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями;

- особо ценное движимое имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями собственником или приобретенное муниципальными учреждениями за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

- акции (доли) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности публично-правового образования.

Учитывая значительную долю неразграниченных территорий и осуществление полномочий по управлению ими Правительством Московской области или уполномоченными им исполнительными органами государственной власти Московской области, в настоящем Стандарте земельные участки вынесены за рамки муниципального имущественного комплекса.

Целью аудита эффективности является объективная и доказательная оценка эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, достижения целей социально-экономического развития территорий муниципального образования, решения (выполнения) необходимых задач и функций муниципального образования.

Под решением поставленных социально-экономических задач понимается достижение ожидаемых результатов, показателей конечных результатов, определенных для муниципального образования в соответствии с государственными (муниципальными) программами и иными документами стратегического планирования Российской Федерации, Московской области и муниципального образования1.

Под выполнением возложенных функций муниципального образования понимаются необходимые действия, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления муниципального образования, определенных законами Российской Федерации, Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования.

В процессе проведения аудита эффективности использования имущества в пределах полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования проверяются и анализируются:

организация и процессы использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

результаты использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

деятельность объектов аудита эффективности по использованию имущества, находящегося в муниципальной собственности.

3.3. Объектами аудита эффективности использования имущества являются органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности указанного муниципального образования, иные лица в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

По результатам проверки и анализа деятельности объектов аудита эффективности определяется степень эффективности использования ими муниципального имущества.

Объектами аудита эффективности использования имущества могут быть организации, предприятия и учреждения, а также определенные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых целенаправленно или непреднамеренно отражаются результаты использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

3.4. Основными задачами аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются:

проведение оценки эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

формулирование выводов об эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и иных выводов;

выявление причин неэффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, возможностей для повышения эффективности его использования;

подготовка и направление в адрес объектов аудита и иных заинтересованных органов и организаций требований, предложений (рекомендаций) по повышению эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, по совершенствованию организации и процессов его использования, внедрение предложений (рекомендаций) в деятельность не только объектов аудита, но и других муниципальных органов, организаций;

информирование представительного органа местного самоуправления об эффективности использования муниципального имущества и качестве управления муниципальным имуществом органами местного самоуправления, осуществляющими функции по управлению муниципальным имуществом;

информирование общества в лице жителей муниципального образования в какой степени исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципального образования достигаются цели и решаются задачи социально-экономического развития муниципального образования, а также насколько результаты использования имущества, находящегося в муниципальной собственности обеспечивают удовлетворение общественных потребностей;

повышение ответственности и подотчетности в работе исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и других пользователей муниципального имущества, сделать их деятельность по управлению и распоряжению муниципальным имуществом более прозрачной и открытой для общества.


4. Определение эффективности использования имущества,

находящегося в муниципальной собственности


4.1. Основным условием успешного проведения аудита эффективности является понимание осуществляющими его должностными лицами контрольно-счетного органа муниципального образования сущности, целей, особенностей и ограничений при использовании муниципального имущества в рассматриваемых сферах деятельности (определенных программой аудита областях (направлениях) деятельности).

4.2. В процессе аудита эффективности анализируются и оцениваются результативность и экономность при использовании имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Экономность выражает наилучшее соотношение между расходами на приобретение и содержание имущества и результатами его использования, результативность показывает степень достижения запланированных результатов.

4.3. Под экономностью понимается использование наименьшего объема бюджетных средств для достижения заданных результатов от владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

При оценке экономности учитываются как непосредственные затраты на приобретение, содержание имущества, так и предстоящие затраты будущих периодов, связанные с его эксплуатацией. Также учитываются дополнительные затраты бюджетных средств вследствие нарушения прав иных лиц, затраты на содержание излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

Использование бюджетных средств является экономным, если объект аудита эффективности (контроля) достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема бюджетных средств (относительная экономия).

Определение экономичности использования бюджетных средств объектом аудита эффективности осуществляется посредством проверки и анализа источников и способов приобретения необходимого имущества (например, проведение конкурсов). Проводится сравнение затраченных объектом аудита эффективности средств на приобретение, содержание имущества с аналогичными показателями в других организациях или муниципальных образованиях.

Для оценки экономности использования бюджетных средств необходимо установить, имелись ли у объекта аудита эффективности возможности приобретения, содержания имущества наиболее экономным способом для того, чтобы достигнуть запланированные результаты на основе использования меньшего объема бюджетных средств или получить более высокие результаты деятельности при заданном объеме средств.

4.4. Под результативностью понимается степень достижения наилучших возможных результатов использования объектами аудита эффективности имущества, находящегося в муниципальной собственности, и включает в себя определение показателей экономической результативности (непосредственная результативность) и социально-экономического эффекта (социальная результативность) для общества в целом или отдельных категорий населения.

Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, которые выступают в виде конкретных результатов деятельности (объем полученных доходов, поступление нефинансовых активов, и т.п.).

Социально-экономический эффект использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были предоставлено муниципальное имущество (например, количество служебных жилых помещений, предоставленных медицинским работникам, участковым уполномоченным полиции, количество жилых помещений, предоставленных малоимущим гражданам по договору социального найма).

Социально-экономический эффект использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были предоставлено муниципальное имущество (например, количество служебных жилых помещений, предоставленных медицинским работникам, участковым уполномоченным полиции, количество жилых помещений, предоставленных малоимущим гражданам по договору социального найма).

4.5. В процессе аудита эффективности необходимо определять экономическую результативность использования бюджетных средств, а также выявлять и оценивать полученный социально-экономический эффект, чтобы на основе совокупности указанных оценок можно было сделать обоснованные выводы об уровне эффективности использования бюджетных средств.

Бюджетные расходы не могут быть признаны эффективными даже в случае, если их объем, использованный на приобретение определенного имущества, был меньше запланированного, но это имущество не обеспечило удовлетворение потребностей тех, для кого оно предназначено (то есть, отсутствует социальный эффект).

При определении социально-экономического эффекта использования муниципального имущества необходимо выявлять и анализировать факторы, которые оказали на него влияние, но не были связаны с использованием муниципального имущества или деятельностью проверяемых объектов, а также оценивать степень их воздействия на данный социально-экономический эффект.

4.6. Экономность и результативность использования муниципального имущества определяются исходя из установленных критериев.

При проведении аудита эффективности не обязательно предусматривать в нем оценки одновременно всех сторон эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – экономности и результативности.

Объем аудита эффективности (перечень обязательных к рассмотрению вопросов и глубина их проработки) определяется руководителем контрольного мероприятия исходя из целей и задач контрольного мероприятия и условий его проведения (срок подготовки отчета, а также полнота представленных по предварительным запросам материалов и их качество).


5. Особенности организации аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности


5.1. Проведение аудита эффективности включает подготовительный, основной и заключительный этапы, которые осуществляются с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, определенных Стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

На подготовительном этапе осуществляется предварительное исследование предмета и объектов аудита для определения целей конкретного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его проведения, определяется наиболее ценная информация и имеющиеся данные о предмете аудита эффективности и его отдельных аспектах, по результатам подготовительного этапа составляется программа проведения аудита эффективности.

На основном этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ результатов использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с вопросами программы аудита, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор фактических данных и информации, изучаются документы и материалы, необходимые для получения доказательств, составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций.

На заключительном этапе аудита эффективности по каждой цели формулируются выводы и предложения (рекомендации), подготавливаются соответствующие требования и проекты документов, которые оформляются в отчете и других документах по его результатам.

5.2. Особенностью осуществления аудита эффективности является срок его проведения, который должен быть, как правило, в пределах 3 месяцев, а также соотношение затрат времени между этапами, которое может изменяться в каждом конкретном случае в зависимости от целей, характера предмета, объектов и масштаба проведения аудита эффективности.

5.3. Основным условием успешного и качественного проведения аудита эффективности является понимание осуществляющими его работниками контрольно-счетного органа муниципального образования смысла (сущности), целей, особенностей (специфики) деятельности объектов аудита эффективности и ограничений при использовании муниципального имущества в конкретных рассматриваемых сферах деятельности, в том числе владение работниками, осуществляющими аудит эффективности использования имущества, основными профессиональными знаниями, навыками и опытом работы, позволяющими обеспечить достижение целей аудита эффективности.

При необходимости в целях проведения успешного и качественного аудита эффективности могут привлекаться внешние эксперты. Необходимость в привлечении внешних экспертов должна быть установлена при планировании мероприятия с применением аудита эффективности или на подготовительном этапе мероприятия.

5.4. В ходе проведения аудита эффективности необходимо взаимодействие с руководством проверяемых органов и организаций на всех этапах его планирования, проведения и оформления результатов.


6. Подготовительный этап мероприятия с применением аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности


6.1. При аудите эффективности формулируется цель или несколько целей, которые планируется достигнуть по результатам его проведения.

Формулировка цели аудита эффективности должна начинаться словами «оценить эффективность...», «проверить экономность...», «определить результативность...» и т.п.

В случае если в программе проведения контрольного мероприятия наряду с аудитом эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагается применение иных видов аудита (контроля) (аудит закупок, финансовый аудит (контроль), иные виды аудита (контроля)), для аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, формулируется отдельная самостоятельная цель (отдельные самостоятельные цели).

 6.2. Для аудита эффективности формулируется одна цель, направленная на общую оценку (проверку и т.п.) эффективности предмета аудита эффективности, либо несколько целей в разрезе:

деятельности отдельных объектов аудита эффективности;

отдельных аспектов предмета аудита эффективности (оценка эффективности использования муниципального имущества в отдельной отрасли т.п.).

Цели выбираются путем последовательного исключения из возможного перечня тех целей, которые не имеют существенных проблем по результатам предварительного изучения содержания организации, процессов, результатов использования объектов муниципального имущества и деятельности объектов аудита эффективности по их использованию.

Формулировки целей аудита эффективности должны начинаться словами «определить…», «установить…», «выявить…», «оценить…» и т.п.

6.3. Вопросы аудита эффективности определяются по каждой цели. Перечень и содержание вопросов должны быть направлены на обоснование вывода об эффективности (экономности, результативности) использования муниципального имущества. По каждому вопросу разрабатываются соответствующие критерии аудита эффективности (далее – критерии). Вопросы содержат корреспондирующие критериям аудита эффективности формулировки («оценить достижение планируемых результатов...», «оценить использование запланированных ресурсов...», «оценить возможность достижения лучших результатов за счет использованных ресурсов...», «оценить возможность экономии ресурсов для достижения полученных результатов...» и т.п.). Критерии разрабатываются отдельно к каждому вопросу цели аудита эффективности. Критерии разрабатываются таким образом, чтобы каждый критерий был увязан только с одним вопросом. При этом по одному вопросу допускается разработка нескольких критериев. Ответы на вопросы отражают соответствие деятельности объекта (объектов) аудита эффективности разработанным критериям аудита эффективности.

6.4. Количество вопросов по каждой цели должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть существенными и важными для характеристики использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

6.5. Разработка критериев производится в процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности использования имущества после определения целей аудита эффективности использования имущества и осуществляется на основе анализа:

- законодательных и иных нормативных правовых актов, а также документов, относящихся к предмету или деятельности объектов аудита эффективности, которые устанавливают правила, требования, процедуры организации и запланированные показатели результатов использования муниципального имущества;

- данных о результатах использования муниципального имущества в проверяемой сфере иными организациями и (или) учреждениями, выполняющими (оказывающими) аналогичные виды работ (услуг);

- показателей (индикаторов) из официальной статистической информации;

- показателей (индикаторов), характеризующих результаты, определенные отдельными договорами (соглашениями);

- показателей (индикаторов), рассчитанных по методикам2

Критерии эффективности носят общий характер, детализируются, раскрываются показателями эффективности.

Критерии и показатели эффективности служат основой для формирования выводов о результативности и экономности использования муниципального имущества, а также для выработки предложений по повышению эффективности использования муниципального имущества.

6.6. Показатели (индикаторы) эффективности могут быть представлены абсолютными, относительными и средними величинами. В зависимости от специфики сферы деятельности объекта (объектов) аудита эффективности в качестве показателей могут выступать признаки, не имеющие количественной величины.

Для показателей (индикаторов) определяются их плановые и фактические значения, в том числе в соответствии с плановыми и фактическими значениями показателей (индикаторов), определенными в документах стратегического планирования и иных документах (информационных системах), в отчетности по указанным документам.

Непосредственные и (или) конечные результаты (показатели (индикаторы), их плановые, фактические значения), муниципальные и иные ресурсы (виды ресурсов и плановые, фактические объемы их использования) могут отражаться (при необходимости) по примерной форме, приведенной в приложении № 1 к настоящему Стандарту, в составе рабочей документации. Непосредственные и (или) конечные результаты (показатели (индикаторы), их плановые, фактические значения), муниципальные и иные ресурсы (виды ресурсов и плановые, фактические объемы их использования) могут быть скорректированы на основном этапе контрольного мероприятия с применением аудита эффективности.

Под муниципальными и иными ресурсами понимаются средства местного бюджета, имущество, находящееся в муниципальной собственности, иные финансовые и имущественные средства и взаимосвязанные с ними трудовые, временные и другие ресурсы, используемые объектами аудита для достижения непосредственных, конечных результатов и в отношении использования которых контрольно-счетный орган муниципального образования проводит аудит эффективности использования имущества в рамках своей компетенции.

Под использованием муниципальных и иных ресурсов понимаются действия (бездействия) объектов аудита в отношении муниципальных и иных ресурсов, в том числе по формированию, управлению и распоряжению муниципальными и иными ресурсами.

6.7. Для разработки критериев необходимо определить непосредственные и (или) конечные результаты использования муниципального имущества на основе необходимости обеспечения принципа экономности и (или) результативности при использовании муниципального имущества.

Непосредственные и (или) конечные результаты выражаются в конкретных показателях (индикаторах) и их плановых и фактических значениях.

В наименовании контрольного мероприятия с применением аудита эффективности использования имущества или в формулировке цели аудита эффективности использования имущества может быть указан принцип, в соответствии с которым будет применяться аудит эффективности (например, «оценка результативности...», «оценка экономности ...» и т.п.).

6.8. Критерии разрабатываются в достаточном количестве с учетом следующих требований:

уместность - результатом применения уместных критериев является информация, дающая ответ на вопрос контрольного мероприятия или на один из аспектов вопроса контрольного мероприятия с учетом цели аудита эффективности;

полнота - критерии являются полными, если информация, подготовленная в соответствии с такими критериями, отражает все важные факторы, которые могли бы повлиять на решения, принимаемые инспекторами на основе такой информации; полнота критериев подразумевает, что на основе всей совокупности критериев по всем вопросам цели аудита эффективности можно сделать вывод об эффективности использования муниципального имущества;

надежность - надежными считаются критерии, которые при применении в аналогичных обстоятельствах разными инспекторами позволяют выполнить последовательную оценку или измерение оцениваемого предмета (его отдельного аспекта) аудита эффективности, включая при необходимости предоставление и раскрытие используемой информации;

нейтральность - результатом применения нейтральных критериев является получение непредвзятой информации;

понятность - результатом применения понятных критериев является получение информации, на основе которой делается суждение, доступное для понимания.

6.9. Базовыми критериями, наличие которых необходимо (с учетом их модификации по результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности) при аудите эффективности, являются:

1) запланированные результаты достигнуты (далее - Критерий 1);

2) использование ресурсов не превышает первоначально запланированный объем (далее - Критерий 2);

3) при оценке результативности - возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или аналогичных ресурсов отсутствует (далее - Критерий 3А). Под термином «выгодоприобретатели» для целей настоящего стандарта понимаются группы граждан, организации, потребности и интересы которых целенаправленно или непреднамеренно затрагиваются деятельностью объектов аудита эффективности (контроля);

3) при оценке экономности - возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует (далее - Критерий 3Б);

4) необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) отсутствует (далее - Критерий 4).

6.10. Сравнение фактических данных, полученных в ходе мероприятия с применением аудита эффективности, посредством сбора достаточных и надлежащих аудиторских доказательств (в рамках проведения аудиторских процедур), с каждым из разработанных критериев в совокупности позволяет сделать выводы об эффективности использования ресурсов.

6.11. Информация о непосредственных и (или) конечных результатах (показателях (индикаторах), их плановых и фактических значениях), муниципальных и иных ресурсах (видах ресурсов, плановых и фактических объемах их использования), критериях может при необходимости предварительно направляться и обсуждаться с представителями объекта аудита эффективности с целью ее более детальной проработки на подготовительном этапе по решению руководителя контрольного мероприятия.

Обязательное обсуждение критериев с руководством проверяемого органа или организации не требуется.

6.12. По результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности в соответствии с общими правилами проведения контрольного мероприятия готовится программа проведения аудита эффективности, в которой в случае необходимости могут быть внесены на основе аргументированных предложений уточнения или изменения в предмет и перечень объектов аудита эффективности.


7. Проведение основного этапа мероприятия на объектах аудита


7.1. Сбор фактических данных и информации, получение аудиторских доказательств.

7.1.1. Фактические данные и информация о результатах использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, собираются посредством проведения проверки деятельности объектов аудита эффективности, а также получения из различных источников и последующего изучения документов и материалов, имеющих отношение к предмету аудита эффективности.

На основе анализа этих данных формируются аудиторские доказательства.

7.1.2. Для достижения цели (целей) аудита эффективности, а также для подтверждения выводов и предложений (рекомендаций) инспекторы должны получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства.

7.1.3. При проведении аудита эффективности проводится фактическая проверка соответствия совершенных операций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов, в виде контрольного осмотра (обмера) или инвентаризации (в случае необходимости).

Инвентаризация проводится на основании приказа (постановления, распоряжения), издаваемого руководителем объекта аудита. Должностные лица Контрольно-счетной палаты не вносятся в приказ об инвентаризации. В ходе инвентаризации должностные лица Контрольно-счетной палаты присутствуют при инвентаризации и следят за соблюдением процедуры ее проведения. По окончании процедуры инвентаризации должностными лицами Контрольно-счетной палаты запрашивается надлежащим образом заверенная копия результатов инвентаризации (акт инвентаризации) с документами, составленными в ходе инвентаризации (инвентаризационные описи).

7.1.4. Определение на основе профессионального суждения инспектора достаточности аудиторских доказательств означает необходимость установить, достаточное ли количество (полнота) аудиторских доказательств собрано для достижения цели (целей) аудита эффективности и обоснования результатов и выводов, предложений (рекомендаций). Аудиторские доказательства не являются достаточными, если использование собранных аудиторских доказательств несет неприемлемо высокий риск, который может привести к неверным выводам, либо аудиторское доказательство не предоставляет разумной основы для достижения цели (целей) аудита эффективности, формирования результатов и выводов, предложений (рекомендаций).

7.1.5. Определение на основе профессионального суждения инспектора того, что аудиторские доказательства являются надлежащими, включает оценку уместности, надежности и валидности аудиторских доказательств:

уместность означает, что аудиторские доказательства имеют логическую связь с целью (целями) аудита эффективности и соответствующими вопросами и значимы для достижения цели (целей) аудита эффективности;

надежность означает степень, в которой аудиторские доказательства подтверждаются данными из различных источников или позволяют получать одни и те же результаты при повторном получении;

валидность означает обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования к конкретным условиям аудита эффективности.

7.1.6. Доказательства, полученные в ходе проведения аудита эффективности, должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов аудита эффективности, которые приводят к неэффективному использованию ими муниципального имущества.

Для того чтобы доказательства, используемые для обоснования заключений и выводов по результатам аудита эффективности, были убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников и представлены в разнообразных формах, совокупность которых включает материальные, документальные и аналитические доказательства.

Процесс сбора фактических данных должен быть организован таким образом, чтобы заключения и выводы по итогам аудита эффективности, сделанные на основе собранных доказательств, были способны выдержать любой критический анализ.

7.1.7. Основным направлением проверки качества управления муниципальным имуществом органами местного самоуправления, осуществляющими функции по управлению муниципальным имуществом, является аудит эффективности муниципальных программ, по которым комитет (отдел) по управлению имуществом муниципального образования определен как ответственный исполнитель. Проверка эффективности муниципальной программы проводится в соответствии с СВМФК «Проведение аудита эффективности муниципальных программ городского округа Воскресенск Московской области» на основании утвержденных в муниципальной программе целевых показателей и индикаторов.

7.1.8. Фактические данные и информация, полученные по результатам проведения аудита эффективности на объектах, отражаются в актах, которые оформляются в соответствии с общими правилами проведения контрольного мероприятия. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах.

7.2.  Сравнение обнаруженных фактов с критериями.

7.2.1. В ходе мероприятия с применением аудита эффективности обнаруженные факты сравниваются с критериями, а наблюдаемые различия представляют собой подтвержденные аудиторскими доказательствами результаты мероприятия.

7.2.2. Сравнение с критериями осуществляется на основе:

оценки достижения результатов;

оценки использования ресурсов;

оценки альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов;

оценки выбранных ресурсов и методов их использования;

оценки необходимости дополнительных ресурсов для достижения поставленных или лучших результатов.

Указанные оценки проводятся во взаимосвязи с базовыми критериями, указанными в пункте 6.9. Стандарта, в рамках соответствующих вопросов.

7.2.3. Оценка достижения результатов - дается оценка на предмет достижения запланированных результатов. Оценивается исключительно достижение (недостижение) запланированных результатов, проводится сравнение фактических и плановых значений показателей (индикаторов). Возможность достижения лучших результатов за счет использованных ресурсов или аналогичных ресурсов (возможность использования меньшего объема ресурсов для достижения полученного результата) при оценке достижения результатов не исследуется.

7.2.4. Оценка использования ресурсов - проводится сравнение первоначально запланированных объемов ресурсов с фактическими объемами использованных ресурсов. При этом обоснованность плановых и фактических объемов ресурсов не оценивается.

7.2.5. Оценка альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов - осуществляется при возможности ее проведения с учетом специфики сферы (направления) деятельности объекта аудита эффективности; дается оценка на предмет возможности сокращения объема используемых ресурсов за счет альтернативных вариантов с точки зрения оптимальности выбора, распределения и использования тех или иных ресурсов, методов использования ресурсов без ущерба для достижения результатов.

Оцениваются не уже выбранные ресурсы и методы (способы) их использования (например, общий объем прав на недвижимое имущество), а альтернативные варианты:

выбора иного ресурса - оптимально ли выбран ресурс? Оценивается возможность использования иного ресурса (например, замена (в том числе частичная) имущественных (материальных) ресурсов на финансовые ресурсы и т.п.);

распределения и использования ресурсов - оптимально ли распределены и использованы ресурсы для достижения результатов, имеются ли ресурсы, в той или иной степени не используемые? Оценивается оптимальность соотношения финансовых, трудовых, имущественных (материальных), временных и других ресурсов между собой и их использования;

выбора иного метода (иных методов) использования ресурса - можно ли оптимизировать процессы для сокращения издержек? Оценивается возможность применения иных методов (способов) использования ресурсов, а также возможность оптимизации процессов внутри метода использования ресурсов (например, замена закупки услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд субсидией на иные цели государственному (муниципальному) учреждению, которое оказывает такие услуги собственными силами; ресурс не меняется, но меняется метод (процесс), сокращается время получения результата (временной ресурс).

Выбор и распределение ресурсов, выбор иного метода (иных методов) использования ресурсов рассматриваются одновременно и во взаимосвязи друг с другом. В указанном контексте рассматривается оптимальность соотношения ресурсов (например, трудовых, финансовых, материальных ресурсов), их взаимосвязь (преобразование одних ресурсов в другие), доступность, качество и своевременность получения ресурсов для достижения результатов. В рамках оценки альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов также акцентируется внимание на возможной переплате за пользование ресурсами, в том числе в связи с получением лучших результатов (по количеству и (или) качеству) при отсутствии такой необходимости (например, приобретение товаров с избыточными потребительскими свойствами).

7.2.6. В рамках оценки выбранных ресурсов и методов их использования в отличие от оценки, изложенной в пункте 6.2.5 Стандарта, внимание уделяется уже выбранным ресурсам и методам. Оценивается возможность сокращения объема выбранных ресурсов, например, за счет соблюдения необходимых процедур (при наличии фактов их несоблюдения), корректного формирования нормативов затрат, наличие альтернатив в части выбранного ресурса и т.п.

7.2.7. При оценке необходимости дополнительных ресурсов для достижения поставленных или лучших результатов рассматриваются достаточность (наличие) ресурсов и необходимость дополнительных ресурсов (например, материальных, финансовых, временных ресурсов к уже использованным ресурсам) для достижения поставленных или лучших, чем поставленные, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями).

7.2.8. При проведении оценок в соответствии с пунктами 7.2.3. – 7.2.7. Стандарта оцениваются возможность достижения лучших результатов за счет использованных ресурсов или аналогичных ресурсов (возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата), обоснованность плановых ресурсов и результатов.

При проведении указанных оценок, в частности, оценки альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов, необходимо проводить сравнение схожей деятельности в сопоставимых организациях, сравнение одного процесса с этим же процессом на более ранней стадии, сравнение процесса до и после принятия того или иного решения. Также может учитываться зарубежный опыт, исследования международных организаций после оценки применимости такого опыта (исследований) в Российской Федерации.

7.2.9. Наблюдаемые в ходе аудита эффективности различия между критериями и обнаруженными фактами, отражающие неэффективное использование ресурсов, могут быть обусловлены как выявленными нарушениями и недостатками, так и проблемами в отрасли, пробелами в законодательстве и иных документах, иными проблемами.

7.2.10. По результатам основного этапа контрольного мероприятия с применением аудита эффективности оформляется акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.


8. Заключительный этап аудита эффективности


8.1. Выводы и предложения.

8.1.1. На заключительном этапе мероприятия с применением аудита эффективности по каждой цели формулируется вывод об эффективности использования муниципального имущества и иные выводы по результатам аудита эффективности, определяются причины неэффективного использования муниципального имущества (при наличии соответствующего вывода), подготавливаются соответствующие требования, предложения (рекомендации) и проекты документов.

8.1.2. В случае если в ходе мероприятия выявлены нарушения и (или) недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно улучшить результаты работы объекта (объектов) аудита эффективности, необходимо подготовить требования, предложения (рекомендации) для принятия мер по устранению этих нарушений и недостатков, которые отражаются в соответствующем разделе отчета о результатах мероприятия с применением аудита эффективности, проектах подготавливаемых представлений контрольно-счетного органа муниципального образования и информационных писем.

Предложения (рекомендации) также формируются в отношении возможности выбора способов использования муниципального имущества, проблем в отрасли, использующей муниципальное имущество, пробелов в нормативном правовом регулировании на муниципальном уровне и иных проблем, не связанных с нарушениями и недостатками, но приводящих к неэффективному использованию муниципального имущества.

Предложения (рекомендации) в части повышения эффективности использования муниципального имущества до оформления итоговых документов контрольного мероприятия подлежат предварительному обсуждению с руководством проверяемых органов и организаций. При этом в том числе уточняется, не предпринимались ли ранее предлагаемые действия. Если не предпринимались, уточняется – по какой причине. Если предпринимались, уточняется – почему они не увенчались успехом.

Если в рамках аудита эффективности не установлено неэффективное использование муниципального имущества, это еще не означает, что использованы все имеющиеся возможности для более эффективного его использования. Необходимо, основываясь на результатах аудита эффективности, находить такие возможности и разрабатывать соответствующие предложения (рекомендации) по совершенствованию процедур, процессов использования муниципального имущества, а также деятельности объекта (объектов) аудита эффективности для получения более высоких результатов от использования муниципального имущества.

8.1.3. Количество предложений (рекомендаций) определяется содержанием и масштабом аудита эффективности. Необходимо отражать только наиболее важные предложения (рекомендации), подготовленные на основе выводов по результатам аудита эффективности. Содержание предложений (рекомендаций) должно быть таким, чтобы можно было проверить их выполнение.

8.2. Отчет о результатах аудита эффективности.

8.2.1. Итогом заключительного этапа мероприятия с применением аудита эффективности является подготовка и оформление отчета о результатах мероприятия.

8.2.2. При подготовке отчета о результатах мероприятия с применением аудита эффективности необходимо ориентироваться на такие элементы его качества, как точность, объективность, полнота, ясность (четкость) формулировок и текста, краткость и понятность изложения, а также своевременность.

8.2.3. Результаты аудита эффективности должны излагаться в отчете в соответствии с поставленными целями аудита эффективности. В отчет о результатах мероприятия с применением аудита эффективности включаются критерии, указанные в программе проведения мероприятия.

В отчете следует указывать конкретные причины и обнаруженные или возможные последствия выявленных нарушений, недостатков и проблем, и лиц, допустивших эти нарушения и недостатки, источники проблем, а также предложения (рекомендации).

8.2.4. Для более объективной оценки эффективности использования муниципального имущества в отчет о результатах мероприятия с применением аудита эффективности следует включать не только выявленные нарушения и (или) недостатки, проблемы, но и заслуживающую внимания положительную практику в проверяемой сфере и в деятельности объекта (объектов) аудита эффективности, информация о которой может быть востребована и полезна другим заинтересованным муниципальным органам и организациям для совершенствования их деятельности в целях повышения эффективности использования муниципального имущества, закрепленного за ними собственником в лице муниципального образования.

8.2.5. В зависимости от содержания результатов аудита эффективности наряду с проектом отчета при необходимости подготавливаются:

проект представления Контрольно-счетной палаты (в рамках проведения контрольных мероприятий с применением аудита эффективности), содержащий в том числе требования по устранению выявленных нарушений и недостатков;

проекты информационных писем (в рамках контрольных мероприятий) в адрес объектов аудита эффективности, иных заинтересованных органов и организаций.


9. Осуществление контроля реализации результатов мероприятия с применением аудита эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности


9.1.1. Контроль реализации результатов аудита эффективности осуществляется с учетом положений СВМФК «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».

9.1.2. Под контролем реализации результатов аудита эффективности понимается совокупность действий, осуществляемых председателем и аудиторами Контрольно-счетной палаты, участвовавших в проведении аудита эффективности, в целях оценки итогов выполнения объектом (объектами) аудита эффективности представлений Контрольно-счетной палаты, а также итогов рассмотрения информационных писем.

9.1.3. Целью контроля реализации аудита эффективности является полное, качественное, своевременное выполнение требований и предложений, изложенных в документах, направленных по результатам аудита эффективности.

9.1.4. В рамках контроля реализации результатов аудита эффективности важно оценить, устранил ли объект аудита выявленные в организации, процессах и результатах использования муниципального имущества или в его деятельности по использованию указанного муниципального имущества нарушения, недостатки по истечении установленного для этого периода времени.

Также необходимо оценить, предпринял ли объект аудита эффективности, адресат предложений (рекомендаций) Контрольно-счетной палаты меры по совершенствованию организации и процессов использования муниципального имущества.

Особое внимание при контроле реализации результатов мероприятия с применением аудита эффективности необходимо уделить нереализованным объектом аудита эффективности предложениям (рекомендациям).


Приложение № 1


Примерная форма фиксации результатов и использованных
бюджетных средств и иных материальных ресурсов при разработке критериев

I. Результаты

Наименование показателя (индикатора), характеризующего результат

Единица измерения

Плановое значение

Фактическое значение

«М»

единиц

Nп

Nф,


процент




тыс. человек




II. Бюджетные средства и иные ресурсы

Наименование ресурса

Единица измерения

Плановое значение

Фактическое значение

«Р»

тыс. рублей

Qп


кв. метр




месяц





III. Критерии, конкретизированные под определенные
непосредственные и (или) конечные результаты, бюджетные средства
и иные ресурсы


1. Запланированные результаты (показатель «М» в значении Nп единиц) достигнуты (показатель «М» в значении Nф единиц) (Критерий 1).

2. Использование ресурсов (ресурс «Р» в объеме Qф тыс. рублей) не превышает первоначально запланированный объем (ресурс «Р» в объеме Qп тыс. рублей) (Критерий 2).

3. При оценке результативности - возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) (показатель «М» в значении, лучшем, чем достигнутое Nф единиц (по качеству и (или) количеству; показатель конечного результата вместо непосредственного) за счет использованных ресурсов или аналогичных ресурсов (ресурс «Р» в объеме Qф тыс. рублей или иной ресурс, аналогичный по объему) отсутствует (Критерий 3А);

при оценке экономности - возможность использования меньшего ресурса (ресурс «Р» в объеме, меньшем, чем использовано Qф тыс. рублей, или иной ресурс в меньшем объеме) для достижения полученного результата (показатель «М» в значении Nф, единиц) отсутствует (Критерий 3Б).

Необходимость дополнительных бюджетных средств (иных видов ресурсов, дополнительных ресурсов к ресурсу «Р» в плановом объеме Qп тыс. рублей, имеющемся в распоряжении) для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) (показатель «М» в значении, лучшем, чем плановое Nп единиц, чем достигнутое Nф единиц (по качеству и/или количеству; показатель конечного результата вместо непосредственного) отсутствует (Критерий 4).


1 документы стратегического планирования определены Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»


2 например, по Методике определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 12.10.2020 № 2645-р