Заключение
о результатах мониторинга расходов бюджета городского округа Воскресенск
Московской области, направленных на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов за 1 полугодие 2023 года
г. Воскресенск 31.08.2023 г.
1. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия:
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ);
Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
Положение о Контрольно-счетной палате городского округа Воскресенск, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Воскресенск от 20.12.2019 № 79/8 (в редакции от 25.11.2021 № 439/55;
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия», утвержденный распоряжением Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области от 14.01.2020 № 12 (в редакции от 18.06.2021 № 30);
Пункт 1.10 Плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск на 2023 год, утвержденного распоряжением Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области от 27.12.2022 № 40 (с изменениями от 27.02.2023 № 5, от 15.05.2023 № 20);
Распоряжение Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области от 22.08.2023 № 36 «О проведении экспертно-аналитического мероприятия».
2. Предмет экспертно-аналитического мероприятия: муниципальные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие действия со средствами бюджета; паспорта муниципальных программ; отчет об исполнении бюджета городского округа Воскресенск Московской области за 1 полугодие 2023 года, утвержденный постановлением Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 28.07.2023 № 4170.
3. Цель (цели) экспертно-аналитического мероприятия: анализ полноты и своевременности финансирования мероприятий, предусмотренных на реализацию национальных проектов. Оценка полноты реализуемости мероприятий в рамках национальных проектов.
4. Объект экспертно-аналитического мероприятия: Финансовое управление Администрации городского округа Воскресенск Московской области.
5. Исследуемый период: 1 полугодие 2023 года.
6. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: с 23.08.2023 по 31.08.2023 года.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрена разработка национальных проектов (программ) по 12-ти направлениям:
демография;
здравоохранение;
образование;
жилье и городская среда;
экология;
безопасные и качественные автомобильные дороги;
производительность труда и поддержка занятости;
наука;
цифровая экономика;
культура;
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
международная кооперация и экспорт.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» уточнены состав и формулировки национальных целей развития и установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году. С учетом этих изменений национальные проекты должны быть скорректированы Правительством Российской Федерации при участии Государственного Совета Российской Федерации.
В городском округе Воскресенск в 2023 году в рамках 4 национальных проектов осуществлялась реализация 6 федеральных проектов:
Национальный проект «Образование»:
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»;
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Национальный проект «Культура»:
Федеральный проект «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» («Культурная среда»);
Федеральный проект «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»).
Национальный проект «Демография»:
Федеральный проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва».
Национальный проект «Жилье и городская среда»:
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».
Согласно решению Совета депутатов от 12.12.2022 № 608/83 на реализацию мероприятий по национальным проектам в бюджете городского округа Воскресенск первоначально были утверждены бюджетные ассигнования в сумме 222 993,4 тыс. рублей или 2,9% от общей суммы расходов бюджета (7 733 997,0 тыс. рублей). С учетом изменений и дополнений, внесенных в бюджет городского округа Воскресенск на 2023 год в течение 1 полугодия 2023 года решениями Совета депутатов, а также по основаниям, предусмотренным статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на реализацию национальных проектов на 30.06.2023 года предусматривалось 231 057,3 тыс. рублей, что составило 2,8 % от общей суммы расходов бюджета (8 250 680,4 тыс. рублей).
Общая сумма увеличения бюджетных ассигнований за 1 полугодие 2023 года составила 8 063,9 тыс. рублей. Данное увеличение бюджетных ассигнований сложилось по следующим федеральным проектам (далее – ФП):
ФП «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» – (+4 008,8 тыс. рублей) на проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях в сумме +4 673,3 тыс. рублей с одновременным уменьшением в рамках данного ФП бюджетных ассигнований, предназначенных на оснащение муниципальных общеобразовательных организаций государственными символами Российской Федерации в сумме -664,5 тыс. рублей;
ФП «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» (+2 132,7 тыс. рублей) – на работы по подготовке основания, приобретению и установке плоскостных спортивных сооружений;
ФП «Формирование комфортной городской среды» (+1 589,1 тыс. рублей) – на проведение ремонта дворовых территорий;
ФП «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») (+333,3 руб.) – обеспечение государственной поддержки отрасли культуры (в части поддержки лучших работников сельских учреждений культуры).
В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2022 № 82н, расходы на национальный проект отражает четвертый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 X0 00000). Пятый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 XY 00000) определяет номер федерального проекта, входящего в состав национального проекта. Отражение расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов, осуществляется в аналогичном порядке (значение 4 – 5 разряда кода целевой статьи расходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) должно соответствовать 4 – 5 разряду кода целевой статьи расходов федерального бюджета на реализацию соответствующих федеральных проектов).
Региональный проект (далее – РП) обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта РФ, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории указанного субъекта РФ.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ исполнения бюджета городского округа Воскресенск по национальным проектам за 1 полугодие 2023 года на основании Приложения 3 к Отчету об исполнении бюджета городского округа Воскресенск за 1 полугодие 2023 года, сводной бюджетной росписи на 01 июля 2023 года, а также информации, предоставленной Финансовым управлением Администрации городского округа Воскресенск.
Данные представлены в Таблице.
Таблица (тыс. рублей)
Наименование |
Элемент ЦСР (код инди видуально го приз нака (НП РП) |
Уточненный план |
Исполнено |
% исполнения |
||||||
всего |
в том числе средства |
всего |
в том числе средства |
|||||||
федера льного бюдже та |
областно го бюджета |
муници пально го образо вания |
федера льного бюдже та |
област ного бюдже та |
муници пально го образо вания |
|||||
1 |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого: |
|
231 057,3 |
13 440,3 |
145 823,3 |
71 793,7 |
24 344,5 |
3 926,5 |
10 627,0 |
9 791,0 |
10,5 |
Национальный проект «Культура» |
А |
49 068,9 |
4 015,0 |
22 180,8 |
22 873,1 |
20 642,9 |
1 815,7 |
9 294,0 |
9 533,2 |
42,1 |
Федеральный проект «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» («Культурная среда») |
А1 |
48 735,6 |
3 765,0 |
22 097,5 |
22 873,1 |
20 309,6 |
1 565,7 |
9 210,7 |
9 533,2 |
41,7 |
Государственная поддержка отрасли культуры (в части приобретения музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов для оснащения образовательных организаций в сфере культуры Московской области) |
|
7 050,6 |
3 765,0 |
1 255,0 |
2 030,6 |
2 932,1 |
1 565,7 |
521,9 |
844,5 |
41,6 |
Приобретение музыкальных инструментов для муниципальных организаций дополнительного образования в сфере культуры |
|
41 685,0 |
0,0 |
20 842,5 |
20 842,5 |
17 377,5 |
0,0 |
8 688,8 |
8 688,7 |
41,7 |
Федеральный проект «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») |
А2 |
333,3 |
250,0 |
83,3 |
0,0 |
333,3 |
250,0 |
83,3 |
0,0 |
100,0 |
Государственная поддержка отрасли культуры (в части поддержки лучших работников сельских учреждений культуры) |
|
333,3 |
250,0 |
83,3 |
0,0 |
333,3 |
250,0 |
83,3 |
0,0 |
100,0 |
Национальный проект «Образование» |
Е |
12 745,7 |
9 425,3 |
3 141,7 |
178,7 |
2 817,6 |
2 110,8 |
703,6 |
3,2 |
22,1 |
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» |
Е4 |
6 553,6 |
4 795,3 |
1 598,4 |
159,9 |
130,30 |
95,3 |
31,8 |
3,2 |
2,0 |
Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды |
|
6 553,6 |
4 795,3 |
1 598,4 |
159,9 |
130,30 |
95,3 |
31,8 |
3,2 |
2,0 |
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» |
ЕВ |
6 192,1 |
4 630,0 |
1 543,3 |
18,8 |
2 687,3 |
2 015,5 |
671,8 |
0,0 |
43,4 |
Проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях (Финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) |
|
4 673,3 |
3 505,0 |
1 168,3 |
0,0 |
2 687,3 |
2 015,5 |
671,8 |
0,0 |
57,5 |
Обеспечение оснащения муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе структурных подразделений указанных организаций, государственными символами Российской Федерации |
|
1 518,8 |
1 125,0 |
375,0 |
18,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Национальный проект «Жилье и городская среда» |
F |
117 150,0 |
0,0 |
83 410,8 |
33 739,2 |
884,0 |
0,0 |
629,4 |
254,6 |
0,8 |
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» |
F2 |
117 150,0 |
0,0 |
83 410,8 |
33 739,2 |
884,0 |
0,0 |
629,4 |
254,6 |
0,8 |
Ремонт дворовых территорий |
|
57 150,0 |
0,0 |
40 690,8 |
16 459,2 |
884,0 |
0,0 |
629,4 |
254,6 |
1,5 |
Реализация программ формирования современной городской среды в части достижения основного результата по благоустройству общественных территорий (благоустройство скверов) |
|
60 000,0 |
0,0 |
42 720,0 |
17 280,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Национальный проект «Демография» |
P |
52 092,7 |
0,0 |
37 090,0 |
15 002,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Федеральный проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» |
P5 |
52 092,7 |
0,0 |
37 090,0 |
15 002,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Подготовка основания, приобретение и установка плоскостных спортивных сооружений |
|
52 092,7 |
0,0 |
37 090,0 |
15 002,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
В исследуемом периоде 2023 года из 6 реализуемых проектов:
- 4 национальных проекта имеют софинансирование из федерального бюджета;
- 1 национальный проект реализуется за счет средств федерального и областного бюджетов без привлечения средств бюджета городского округа Воскресенск.
Фактически в сводной бюджетной росписи ассигнования с кодами региональных проектов, разработанных в целях реализации национальных проектов, были предусмотрены в объеме 231 057,3 тыс. рублей (в т.ч. за счет федерального бюджета – 13 440,3 тыс. рублей, областного бюджета – 145 823,3 тыс. рублей и собственных средств бюджета городского округа Воскресенск – 71 793,7 тыс. рублей).
Следует отметить, что доля средств федерального бюджета в общем объеме расходов составляет 5,8%, доля средств областного бюджета – 63,1%, доля средств бюджета муниципального образования – 31,1%.
В общем объеме расходов за 1 полугодие 2023 года наибольшая доля средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов сложилась по направлению «Жилье и городская среда» - 50,7% от общего объема средств. Наименьшая доля средств сложилась по направлению «Образование» - 5,5%. По направлениям «Культура» и «Демография» - 21,2% и 22,6% соответственно.
Кассовое исполнение по всем региональным проектам за 1 полугодие 2023 года составило 24 344,5 тыс. рублей или 10,5% от общего объема средств, в том числе:
- 3 926,5 тыс. рублей или 29,2% – за счет средств федерального бюджета;
- 10 627,0 тыс. рублей или 7,3% – за счет средств областного бюджета;
- 9 791,0 тыс. рублей или 13,6% – средства местного бюджета.
Наибольший процент исполнения в исследуемом периоде сложился по следующим федеральным проектам:
«Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») – 100,0%;
«Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» («Культурная среда») – 41,7%
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» - 43,4%.
По остальным 3 федеральным проектам исполнение за 1 полугодие 2023 года составило от 0,0% до 2,0%.
По итогам проведенного экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой предлагается активизировать работу в рамках исполнения мероприятий по национальным проектам: «Жилье и городская среда» и «Демография».
Аудитор Контрольно-счетной палаты
городского округа Воскресенск Е.В. Абрамова