Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск
МО, г.о. Воскресенск,
г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3

Архив сайта: old.vos-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

Документ "СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (СФК 2/2018) «ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ (КОНТРОЛЬ)»"

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Название, содержание текста документа:
Номер документа:
Дата принятия с:
Выбрать дату в календаре
Дата принятия по:
Выбрать дату в календаре
Принявший орган:
Принадлежность:
Тип документа:
  


29.10.2018

Документ "СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (СФК 2/2018) «ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ (КОНТРОЛЬ)»"

Принявший орган: Контрольно-счетная палата

Документ: Скачать


Приложение 2

 

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

(СФК 2/2018)

 

 

 

 

«ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ (КОНТРОЛЬ)»

 

(утвержден распоряжением Контрольно-счетной палаты Воскресенского муниципального района Московской области от 29.10.2018 № 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения ..…………………….…………………………….…………...3

2. Содержание финансового аудита (контроля) …………………………………...3

3. Подготовительный этап финансового аудита (контроля) …...………………....8

4. Проведение финансового аудита (контроля) …………………………………....9

4.1. Проверка учетной политики …………………………………………………..12

4.2. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного учета) ……………………...7

4.3. Проверка достоверности финансовой отчетности …………………………....9

4.4. Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов ….....10

4.5. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности …………………………………………………………………………..11

5. Оформление результатов финансового аудита (контроля) …………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Стандарт «Финансовый аудит (контроль)» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 12 Положения о Контрольно-счетной палате городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области (далее – Контрольно-счетная палата), утвержденного решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 01.04.2013 № 702/67, на основании типового Стандарта внешнего государственного финансового контроля, рекомендованного решением Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (протокол № 2-ПКСО от 03.06.2015).

1.2. Целью Стандарта является определение содержания, единых требований к организации и проведению финансового аудита (контроля) Контрольно-счетной палатой.

1.3. Задачей Стандарта является установление правил и процедур подготовки, проведения и оформления результатов финансового аудита (контроля), проводимого Контрольно-счетной палатой.

1.4. Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться должностными лицами Контрольно-счетной палаты при организации и проведении финансового аудита (контроля), с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, определенных в Стандарте внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

1.5. Положения Стандарта применяются при проведении контрольных мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств местного бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, а также муниципальной собственности.

1.6. Объектами финансового аудита являются муниципальные органы, иные лица, органы, учреждения и организации, на которые распространяются полномочия Контрольно-счетной палаты.

2. Содержание финансового аудита (контроля)

2.1. Финансовый аудит (контроль) предполагает проведение документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования бюджетных (муниципальных) средств, в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля).

Сущность финансового аудита (контроля) заключается в проведении проверок операций с муниципальными средствами и имуществом, совершенных объектом контроля, а также их учета и отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности (далее – финансовая отчетность) в целях установления соответствия законодательным актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам, иным нормативным правовым актам.

2.2. К финансовому аудиту (контролю) относятся контрольные мероприятия, целями проведения которых, является определение:

- правильности ведения и полноты отражения объектом контроля в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с муниципальными средствами;

- достоверности финансовой отчетности объекта контроля об использовании муниципальных средств;

- соответствия использования муниципальных средств, муниципального имущества объектом контроля, а также его хозяйственной деятельности законодательным актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам, иным нормативным правовым актам.

2.3. Финансовый аудит (контроль) включает:

- проверку финансовых и хозяйственных операций, включая оценку их соответствия законодательству Российской Федерации, а также оценку целевого характера использования средств бюджета Воскресенского муниципального района и муниципальной собственности;

- проверку ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, оценку достоверности бюджетной и иной финансовой отчетности объекта контроля;

- оценку того, насколько деятельность, активы и обязательства, операции, изменяющие указанные активы и обязательства, отраженные в бухгалтерском (бюджетном) учете, бюджетной и иной финансовой отчетности, соответствуют законам и иным нормативным правовым актам;

- анализ системы внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).

2.4. Объектами контроля при проведении финансового аудита (контроля) являются:

главные администраторы (администраторы) доходов и источников финансирования дефицита бюджета, главные распорядители (распорядители), получатели средств местного бюджета, прочие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, на которые распространяются полномочия Контрольно-счетной палаты, а также их финансовая (бухгалтерская), статистическая и иная отчетность, отражающая использование средств местного бюджета.

2.5. Финансовый аудит (контроль) осуществляется посредством проведения контрольного мероприятия, включающего подготовительный, основной и заключительный этапы.

 

 

3. Подготовительный этап финансового аудита

3.1. На подготовительном этапе финансового аудита (контроля) осуществляется предварительное изучение предмета и объектов финансового аудита.

3.2. В ходе подготовительного этапа финансового аудита (контроля) необходимо изучить нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации и муниципального образования, регулирующие порядок ведения учета и подготовки отчетности, а также законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.

3.3. Для выбора целей финансового аудита (контроля) необходимо:

- получить информацию об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита объектами контроля, а также сведения о результатах предыдущих контрольных мероприятий, проведенных органами внешнего муниципального финансового контроля и органами внутреннего муниципального финансового контроля, сведения об устранении выявленных нарушений и недостатков (по возможности);

- определить уровень существенности;

- оценить риски.

По результатам предварительного изучения объекта контроля подготавливается и утверждается программа проведения контрольного мероприятия.

4. Проведение финансового аудита (контроля)

Процесс проведения финансового аудита (контроля) в зависимости от целей и вопросов его программы может включать в себя проверку учетной политики, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности.

В ходе указанных проверок проводится оценка системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита объекта контроля, которая с учетом иной информации используется для выявления факторов, влияющих на риск существенных искажений, недостатков и нарушений, которые могут встретиться в финансовой отчетности и финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

4.1. Проверка учетной политики

4.1.1. Целью проверки учетной политики является определение ее соответствия требованиям нормативных правовых актов и специфике деятельности объекта контроля, а также ее влияния на достоверность данных бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.

4.1.2. В ходе проверки должны быть установлены:

- наличие у объекта контроля учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета;

- соответствие порядка утверждения учетной политики и ее осуществления требованиям нормативных правовых актов, в том числе своевременность утверждения учетной политики;

- полнота и соответствие положений учетной политики специфике деятельности объекта;

- утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета и форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;

- утверждение и выполнение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств объекта контроля;

- утверждение и выполнение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

- утверждение и выполнение порядка отражения в учете событий после отчетной даты;

- соблюдение порядка контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета;

- обоснованность внесения изменений в учетную политику.

4.1.3. При проведении проверки учетной политики следует также определить соответствие:

- элементов (структуры) учетной политики положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (инструкции по бюджетному учету);

- выбранных методов учета нормативно закрепленному перечню;

- фактически применяемых методов учета и внутреннего финансового контроля особенностям финансовых и хозяйственных операций, целям контроля и способам, закрепленным в учетной политике;

- способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, применяемых объектом контроля, способам, установленным его учетной политикой.

При проведении проверок хозяйствующих субъектов особое внимание следует уделить вопросам отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с государственными (муниципальными) средствами.

4.1.4. При выявлении изменений в учетной политике должно быть установлено их соответствие приказам (распоряжениям) руководителя организации с учетом того, что эти изменения могут иметь место в случаях:

- изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету;

- разработки или выбора способов ведения бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, изменение видов деятельности и т. п.).

4.1.5. Следует оценить последствия изменения учетной политики. Изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна включать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

4.2. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

4.2.1. При проведении проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета следует проверить:

- правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций, их законность, соответствие принципу адресности и целевого характера бюджетных средств;

- правильность отражения операций с муниципальными средствами в регистрах бухгалтерского учета;

- отражение информации об активах и обязательствах в первичных документах (выборочно), а также операций с ними и их надлежащее оформление;

- своевременность регистрации и накопления в регистрах бухгалтерского учета данных, содержащихся в первичных учетных документах, отсутствие пропусков или изъятий при регистрации объектов бухгалтерского учета, соблюдение требований по комплектности, оформлению и срокам предоставления бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

- отражение финансовых и хозяйственных операций (по доходам и расходам) и фактов хозяйственной жизни именно в тех учетных периодах, когда они имели место, а также документальное оформление указанных операций;

- соответствие раскрытия, классификации и описания элементов учета положениям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иных нормативных правовых документов в области бухгалтерского учета, а также учетной политике объекта контроля.

4.2.2. Если объект контроля ведет компьютерную обработку данных, то необходимо убедиться в том, что:

- данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения;

- разработанные объектом контроля механизированные формы первичных документов и регистров учета соответствуют требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- применяемые версии программного обеспечения соответствуют современным требованиям и образцам, внедряемым в других организациях.

4.3. Проверка достоверности финансовой отчетности

4.3.1. Под достоверностью отчетности понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной жизни, финансовом и имущественном положении объекта контроля и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Отчетность является достоверной, если по результатам проверки установлено, что она содержит информацию о всех фактах хозяйственной жизни, которые подтверждены соответствующими первичными документами, а также составлена в соответствии с правилами, которые установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности в Российской Федерации.

4.3.2. Проверку финансовой отчетности необходимо проводить с позиции профессионального скептицизма, считая, что могут быть выявлены условия или события, приведшие к ее существенным искажениям, которые поставят под сомнение достоверность данной отчетности.

При этом нужно учитывать, что в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности могут быть ошибки и нарушения, которые остались не выявленными по следующим причинам:

- применение выборочных методов проверки, что не позволяет выявить искажения в полной мере;

- неэффективная работа системы бухгалтерского учета и внутреннего финансового контроля или внутреннего финансового аудита, не исключающая ошибок;

- наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

4.3.3. При проверке достоверности финансовой отчетности следует проверить, отвечает ли она следующим установленным требованиям:

- целостность – включение данных о всех финансовых и хозяйственных операциях;

- последовательность – не изменение содержания и форм отчетности без законных оснований в последующие отчетные периоды;

Финансовая отчетность должна отвечать требованиям полезности, надежности, уместности, сравнимости, своевременности, полноты, существенности, нейтральности и последовательности представленной в ней информации.

4.3.4. Для подтверждения достоверности отчетности необходимо определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверялись и документально подтверждены их наличие, состояние и оценка.

4.3.5. В ходе проверки следует получить достаточные доказательства того, что отчетность объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность, имущество и обязательства организации.

4.3.6. При выявлении количественных искажений (занижение и завышение показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности) их сумма должна учитываться и сравниваться с принятым уровнем существенности.

4.3.7. Следует учитывать, что в случае, если нормативные документы в каких-то аспектах не позволяют достоверно и добросовестно отразить состояние дел, как это предписано нормативными правовыми актами, администрация объекта контроля вправе указать на это в пояснительной записке к отчетности.

4.4. Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов

4.4.1. При проведении финансового аудита (контроля) осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих использование средств и имущества бюджета Воскресенского муниципального района, а также выполнения требований нормативных правовых актов, которые определяют форму и содержание бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.

4.5. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности

4.5.1. В процессе выполнения контрольных и аналитических процедур на объекте контроля, а также при оценке их результатов необходимо учитывать риск существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных действий сотрудников объекта контроля.

4.5.2. Ошибка – это непреднамеренное искажение в бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются:

- ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась бюджетная (бухгалтерская) и иная финансовая отчетность;

- неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

- недостатки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию информации.

4.5.3. Искажения, являющиеся следствием преднамеренных действий, могут возникать в процессе составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) в результате неправомерного использования активов.

Следует учитывать, что в процессе составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности могут осуществляться преднамеренные действия, направленные на искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности считаются:

- фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность;

- неверное отражение событий, хозяйственных операций, другой важной информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

- нарушения в применении принципов бухгалтерского учета.

Неправомерное использование активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем совершения противоправных действий в сфере обращения с муниципальными средствами, инициирования оплаты объектом контроля несуществующих товаров, работ или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

4.5.4. При проведении проверки необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных действий помимо недостатков самих систем учета и внутреннего финансового контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего финансового контроля могут указывать следующие обстоятельства:

- попытки руководства объекта контроля создавать препятствия при проведении проверки;

- задержки в предоставлении запрошенной информации;

- необычные финансовые и хозяйственные операции (использование нестандартных проводок для отражения нетиповых, нетипичных хозяйственных операций для деятельности объекта контроля);

- наличие документов, исправленных или составленных вручную при их обычной подготовке средствами вычислительной техники;

- хозяйственные операции, которые не были отражены в учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта контроля;

- отсутствие выверки счетов бухгалтерского учета и другие.

Поэтому, исходя из результатов оценки наличия указанных обстоятельств, следует осуществлять процедуры контроля таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что будут обнаружены существенные для отчетности искажения, являющиеся результатом преднамеренных действий.

4.5.5. Если в ходе проверки установлено искажение и выявлены признаки наличия преднамеренных действий, которые привели к данному искажению, необходимо провести соответствующие дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.

При этом нужно исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.

По фактам, вызывающим сомнение в достоверности и правильности учета и отчетности, организовать проверки в соответствующих организациях.

4.5.6. Если результаты дополнительных контрольных процедур указывают на наличие признаков преднамеренных действий, приведших к искажению отчетности, а также содержащих признаки состава преступления и требующих принятия незамедлительных мер для безотлагательного пресечения противоправных действий, необходимо действовать в соответствии с внутренними документами Контрольно-счетной палаты, устанавливающими порядок и действия.

5. Оформление результатов финансового аудита

5.1. Результаты финансового аудита (контроля) оформляются актом в порядке, установленном Контрольно-счетной палатой для контрольных мероприятий.

Подготовка и оформление результатов финансового аудита (контроля) проводится на его заключительном этапе в соответствии с порядком, установленным Контрольно-счетной палатой.

Заключительный этап финансового аудита (контроля) включает обобщение и оценку результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов по формированию доходов местного бюджета и использованию бюджетных средств, а также составленной финансовой отчетности для их отражения в отчете проверки.

5.2. Выявленные в ходе проверки ошибки и искажения необходимо сгруппировать в зависимости от их существенности и значимости. Должностным лицам объекта контроля следует предоставить возможность исправить то, что можно исправить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, уплатить доначисленные налоги, скорректировать финансовые результаты деятельности организации и другие показатели. В отчете эти замечания отражаются с указанием принятых мер.

5.3. На основании акта контрольного мероприятия по результатам финансового аудита (контроля) составляется отчет. Отчет должен содержать подробные сведения о выявленных нарушениях законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении отчетности и других проверенных аспектах деятельности объекта контроля.

На основе выводов подготавливаются предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений и недостатков в адрес объектов контроля, органов государственной (муниципальной) власти, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение.

Предложения (рекомендации) должны быть:

- направлены на устранение выявленных нарушений и недостатков и на возмещение ущерба (при его наличии);

- ориентированы на принятие объектами контроля конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, выполнение которых можно проверить, оценить или измерить;

- конкретными, сжатыми и простыми по форме и содержанию.

5.4. Итоги финансового аудита реализуются в порядке, установленном Контрольно-счетной палатой для контрольных мероприятий.