Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск
МО, г.о. Воскресенск,
г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3

Архив сайта: old.vos-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

Документ "Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия «аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг»» (СФК 5/2014)"

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Название, содержание текста документа:
Номер документа:
Дата принятия с:
Выбрать дату в календаре
Дата принятия по:
Выбрать дату в календаре
Принявший орган:
Принадлежность:
Тип документа:
  


16.08.2016

Документ "Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия «аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг»» (СФК 5/2014)"

Документ: Скачать


Приложение 1

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

«ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ «АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ»»

(СФК 5/2014)

              Утвержден

Распоряжением Контрольно-счетной палаты Воскресенского муниципального района от 30.10.2014 № 18

2014




Содержание

1. Общие положения......................................................................................... 3

2.   Цель и задачи аудита в сфере закупок.......................................................... 4

3. Предмет и объекты аудита в сфере закупок.................................................. 5

4.   Порядок проведения аудита в сфере закупок................................................ 6

5. Использование результатов аудита в сфере закупок..................................... 9

6. Методические основы аудита в сфере закупок........................................... 11



1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведения экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг»» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), Положением о Контрольно-счетной палате Воскресенского муниципального района, Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)), Общими требованиями контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации к стандартам муниципального финансового контроля, внутренними документами Контрольно-счетной палаты (далее – КСП).

1.2. Стандарт определяет характеристики, правила и процедуры осуществления контрольно-счетным органом аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, который в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе заключается в проверке, анализе и оценке информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Стандарт используется во всех случаях, когда предметом муниципального финансового контроля является использование средств на закупки товаров (работ, услуг).

1.3. Стандарт предназначен для использования должностными лицами КСП, обладающими полномочиями на организацию и непосредственное проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также другими работниками контрольно-счетного органа, специалистами иных организаций и экспертами, привлекаемыми к проведению указанных мероприятий. В установленных Стандартом и иными документами случаях он используется работниками подразделений, обеспечивающих деятельность КСП.

1.4. Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых осуществляется аудит в сфере закупок, включая специальные требования к предметам и объектам соответствующих мероприятий, порядку их включения в планы работы, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых документов, случаям направления документов для принятия мер по результатам мероприятий, формированию и размещения обобщенной информации об аудите в сфере закупок, а также методические подходы к осуществлению аудита в сфере закупок.

1.5. Общие требования к подготовке, проведению и использованию результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, установленные иными стандартами КСП, применяются при осуществлении аудита в сфере закупок, если иное не установлено Стандартом.

1.6. Термины и определения, используемые в Стандарте, соответствуют установленным в документах, указанных в пункте 1.1 Стандарта.

2. Цель и задачи аудита в сфере закупок

2.1. Целью аудита в сфере закупок является проверка, анализ, оценка и предоставление получателям результатов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля обобщенной информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на осуществление закупок товаров (работ, услуг).

2.2. Задачами аудита в сфере закупок являются:

2.2.1.   сбор, проверка, анализ и оценка информации о деятельности заказчиков по планируемым к заключению, заключенным и (или) исполненным контрактам, в том числе:

-   соответствие действий (бездействий) при осуществлении закупок нормативным правовым актам (законность закупок);

-   соответствие объекта, цены и других характеристик закупок установленным нормативам и требованиям (обоснованность закупок);

-   планирование закупок, заключение контрактов и выполнение их условий в установленные сроки (своевременность закупок);

-   степень выполнения условий контрактов, достижения результатов и целей осуществления закупок (результативность закупок);

-   соотношение достигнутых результатов осуществления закупок и объема использованных средств (эффективность закупок);

-   соответствие объектов закупок и результатов их использования целями деятельности, функциям и полномочиям заказчиков (целесообразность закупок);

-   возможность планируемых и достаточность осуществленных закупок для достижения целей соответствующей деятельности (реализуемость закупок);

2.2.2. анализ и оценка информации о системе управления контрактами (организационных структурах, функции которых связаны с планированием и осуществлением закупок, контролем в сфере закупок);

2.2.3. установление причин и последствий выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготовка предложений по их устранению и предотвращению, а также по совершенствованию контрактной системы;

2.2.4. сбор, анализ и систематизация информации об устранении установленных нарушений и недостатков, их причин и последствий, а также реализации предложений по совершенствованию контрактной системы.

3. Предмет и объекты аудита в сфере закупок

3.1. Предметом аудита в сфере закупок является деятельность заказчиков по использованию бюджетных и иных средств на закупки товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. Предметом аудита в сфере закупок также может являться деятельность, связанная с невступившими в силу положениями Федерального закона о контрактной системе (если такая деятельность фактически осуществляется). Деятельность, осуществлявшаяся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, регулировавшим осуществление закупок (размещение заказов), может являться предметом аудита в сфере закупок, если ее осуществление продолжается после вступления в силу Федерального закона о контрактной системе, либо ее результаты оказывают влияние на деятельность заказчиков после вступления в силу указанного Федерального закона.

3.2.   Деятельность иных органов (организаций), осуществляемая в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе или связанная с осуществлением закупок и влияющая на деятельность заказчиков, может анализироваться в ходе аудита в сфере закупок с учетом полномочий КСП (уполномоченные органы и учреждения; органы по регулированию и контролю в сфере закупок и производства товаров, работ, услуг; исполнители контрактов и их объединения; экспертные и общественные организации и др.). В случае передачи заказчиком своих полномочий иной организации деятельность соответствующей организации является предметом аудита в сфере закупок с учетом полномочий КСП (уполномоченное казенное учреждение; бюджетное, автономное учреждение или унитарное предприятие в части инвестиций в объекты капитального строительства; специализированная организация).

3.3. К сфере регулирования Федерального закона о контрактной системе и предмету аудита в сфере закупок относится осуществление закупок с использованием средств бюджета; субсидий, полученных из бюджета бюджетными учреждениями; субсидий на объекты капитального строительства, полученных из бюджета автономными учреждениями и унитарными предприятиями. В установленных в статье 15 Федерального закона о контрактной системе случаях к сфере его регулирования относятся закупки с использованием средств бюджетных учреждений, полученных от приносящей доход деятельности; бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, полученных из бюджета хозяйственными товариществами и обществами.

 

3.4. К предметам внешнего муниципального финансового контроля также относится деятельность по использованию на закупки товаров (работ, услуг) иных средств, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011                № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также при получении субсидий, инвестиций, кредитов и гарантий за счет бюджета иными юридическими лицами. Правовой режим закупок может меняться                     со временем (в частности, при изменении типа учреждения). Соответствующая деятельность может анализироваться в ходе аудита в сфере закупок, если это необходимо для достижения его цели (например, при использовании заказчиками в соответствующей сфере разных правовых режимов закупок, либо при оценке правомерности и обоснованности выбора соответствующего способа выделения средств и правового режима закупок).

3.5. Объектами аудита в сфере закупок являются органы и организации, на которые распространяются полномочия КСП (с учетом их функций в контрактной системе):

3.5.1.    муниципальные органы (заказчики, уполномоченные органы, органы по

регулированию и контролю в сфере закупок);

3.5.2. муниципальные казенные учреждения (заказчики, уполномоченные учреждения, исполнители контрактов);

3.5.3. муниципальные бюджетные учреждения (заказчики с учетом источника средств, исполнители контрактов);

3.5.4. муниципальные автономные учреждения (заказчики с учетом источника средств, исполнители контрактов);

3.5.5. муниципальные унитарные предприятия (заказчики с учетом источника средств, исполнители контрактов);

3.5.6. хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований или товариществ и обществ с таким участием (заказчики, исполнители контрактов с учетом источника средств);

3.5.7 иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ, услуг (заказчики, исполнители контрактов с учетом источника средств).

4. Порядок проведения аудита в сфере закупок

4.1. Планирование аудита в сфере закупок осуществляется в ходе подготовки проектов планов работы контрольно-счетного органа. Аудит в сфере закупок может включаться в планы работы в качестве отдельных контрольных или экспертно- аналитических мероприятий либо осуществляться в ходе иных контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, предметы которых включают закупку товаров (работ, услуг). Аудит в сфере закупок также может осуществляться при подготовке обобщенной информации о его результатах и в ходе иной деятельности контрольно-счетного органа (в частности, при осуществлении закупок для нужд контрольно-счетного органа).

4.2. При планировании работы КСП следует включать в планы работы соответствующие мероприятия с учетом содержания деятельности аудиторских направлений (структурных подразделений, должностных лиц) контрольно-счетного органа (наличия в сфере их контроля значимых закупок). При этом следует учитывать, что закупка товаров (работ, услуг) является лишь одной из форм использования муниципальных средств. Выбор закупок в качестве тем (предметов) контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществляется не в ущерб другим темам (предметам).

 

4.3. В случае если закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, являются единственным предметом контроля соответствующее контрольное или экспертно- аналитическое мероприятие может содержать в наименовании слова «аудит в сфере закупок» с конкретизацией категории товаров (работ, услуг) и (или) заказчиков, а также вида мероприятия (контрольное, экспертно-аналитическое) или метода контроля. Слова «аудит в сфере закупок для муниципальных нужд» не применяются в наименованиях мероприятий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, когда последним переданы полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований).

4.4. Основными источниками информации для аудита в сфере закупок являются общедоступные документы (данные) из единой информационной системы в сфере закупок (официального сайта zakupki.gov.ru), региональных и муниципальных информационных систем, сборники и базы данных государственной статистической отчетности, сведения с электронных площадок (сайтов, на которых проводятся электронные аукционы) и официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, заказчиков и производителей (поставщиков). Запрос информации (документов и материалов), которые должны размещаться на официальных сайтах, может осуществляться только для контроля полноты и достоверности размещенной информации и восполнения неполноты размещенной информации.

4.5. Осуществление аудита в сфере закупок в камеральной форме, на основании общедоступных данных и полученной по запросам информации возможно, если это позволяет достичь цели соответствующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия. Выездные проверки в служебных помещениях заказчиков или иных органов (организаций) проводятся в случаях, когда требуется ознакомиться с большим объемом информации (документов и материалов), опросить должностных лиц, проанализировать фактические поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), способы и условия их приобретения и использования.

4.6. Для оценки качества, цены и иных характеристик объекта закупок, состояния рынка соответствующих товаров (работ, услуг), а также их соответствия потребностям и целям в сфере деятельности заказчика рекомендуется привлекать

внешних экспертов и специалистов. На основе соглашений могут проводиться совместные проверки и иные мероприятия в сфере закупок, в том числе с другими контрольно-счетными органами, контрольными органами в сфере закупок, органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органами (подразделениями) внутреннего (ведомственного) финансового аудита и контроля в сфере закупок, общественными организациями с учетом их полномочий.

4.7. В актах, отчетах и (или) заключениях, составленных по результатам аудита в сфере закупок, следует дать общую характеристику закупок соответствующего заказчика (заказчиков) в контролируемой сфере деятельности (в частности, состав и количество основных закупаемых товаров, работ, услуг; объемы используемых на закупки средств; количество заключенных контрактов; используемые правовые режимы и способы закупок). Также дается общая характеристика системы управления закупками, правовых актов и иных документов, определяющих цели и объекты закупок в соответствующей сфере деятельности.

4.8. В случае если закупка товаров (работ, услуг) не является единственным предметом соответствующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, информация о результатах аудита в сфере закупок приводится в отдельном разделе акта, отчета и (или) заключения. Наименование данного раздела должно содержать указание на цель и (или) предмет аудита в сфере закупок (проверку, анализ или оценку деятельности объектов контроля в сфере закупок). В случае если размещение информации о деятельности объектов контроля, связанной с закупками, целесообразно в других разделах (посвященных иным предметам и вопросам контроля), в разделе о результатах аудита в сфере закупок делается ссылка на размещение соответствующей информации в других разделах.

4.9. В актах и иной рабочей документации приводятся все установленные факты (доказательства), характеризующие (влияющие на) законность, обоснованность, своевременность, результативность, эффективность, целесообразность и реализуемость закупок. В отчетах и заключениях приводится обобщенная информация об установленных отклонениях, нарушениях и недостатках, их причинах и последствиях. Степень обобщения информации определяется исходя из существенности (значимости) установленных отклонений (распространенности среди заказчиков, числа и стоимости закупок, величины стоимостной оценки отклонений и др.). Приоритет отдается фактам, установление и принятие мер по которым не отнесено к компетенции других органов, осуществляющих контроль в сфере закупок. Для выявления и обобщения лучшей практики также рекомендуется указывать положительные отклонения при осуществлении закупок.

4.10. В отчетах и заключениях приводятся предложения по устранению наиболее существенных (значимых) из установленных нарушений и недостатков, их причин и последствий, а также по совершенствованию контрактной системы в конкретных сферах и в целом (деятельности соответствующих органов и организаций по правовому регулированию, организации, планированию, осуществлению закупок, использованию их результатов, мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок). В отчетах и заключениях также приводится информация об устранении установленных ранее нарушений и недостатков, их причин и последствий, реализации сделанных ранее предложений по совершенствованию контрактной системы в соответствующей сфере деятельности.

5. Использование результатов аудита в сфере закупок

5.1. Для принятия мер по устранению (предотвращению) установленных в ходе аудита в сфере закупок нарушений и недостатков, их причин и последствий объектам аудита направляются представления КСП, содержащие соответствующие предложения. Направление предписаний с требованиями об устранении нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе отнесено к компетенции органов, осуществляющих контроль в сфере закупок. В случае установления в ходе аудита в сфере закупок нарушений иного законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих иные правоотношения, КСП принимает меры (направляет документы) в соответствии со своими полномочиями.

5.2. Информация о нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, установленных КСП, направляется в контрольный орган в сфере закупок соответствующего публично-правового образования для принятия мер в соответствии с его полномочиями. В случае отсутствия соответствующего контрольного органа либо непринятия им мер по ранее направленным материалам, информация о нарушениях может быть направлена в федеральный (или региональный) контрольный орган в сфере закупок. Информация о нарушениях при проведении электронного аукциона (до момента заключения контракта) и признаках нарушения законодательства о защите конкуренции направляется в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы.

5.3. В случае если в ходе аудита в сфере закупок какая-либо закупка будет признана необоснованной в соответствии со статьей 18 Федерального закона о контрактной системе (вступает в силу с 2016 года), соответствующая информация направляется в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для принятия мер в соответствии с его полномочиями. Информационные письма с предложениями по совершенствованию контрактной системы, информацией о признаках нарушений законодательства могут направляться иным органам и организациям, в том числе в Счетную палату Российской Федерации, органы по регулированию контрактной системы, вышестоящие по отношению к проверенным заказчикам ведомства, органы надзора за производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

5.4. Случаи и порядок направления информации, в том числе о принятых мерах рекомендуется регулировать соглашениями с контрольным органом в сфере закупок, органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, иными органами и организациями. В соглашениях также рекомендуется регулировать случаи ненаправления информации при отсутствии возможностей для принятия мер (завершение исполнения контрактов, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и др.).

5.5. При учете, обобщении и опубликовании результатов, проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий следует учитывать необходимость размещения обобщенной информации об аудите в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок (на официальном сайте). Для учета и последующего обобщения результатов контроля, предметом которого являлись закупки товаров (работ, услуг), в соответствующих формах, используемых контрольно-счетным органом, рекомендуется использовать специальный классификационный признак. При учете нарушений, установленных в ходе аудита в сфере закупок, используется Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный решением Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.

5.6.   Для размещения в единой информационной системе обобщается информация из актов, отчетов и заключений по контрольным и экспертно- аналитическим мероприятиям, предметом (одним из предметов) которых являлись закупки товаров (работ, услуг), за определенный период (не реже, чем ежегодно). Для обобщения может использоваться информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, размещенная на официальном сайте КСП. В единой информационной системе также может размещаться информация по отдельным (наиболее значимым) мероприятиям, в ходе которых осуществлялся аудит в сфере закупок (по мере завершения таких мероприятий).

5.7. При обобщении информации об аудите в сфере закупок используются принципы и подходы, установленные в пунктах 4.7.-4.10 Стандарта для формирования отчетов и заключений по результатам аудита в сфере закупок. В обобщенной информации рекомендуется указывать:

-   основные изменения правового регулирования и системы управления закупками за прошедший период, повлиявшие на осуществление аудита;

-   перечень или количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых осуществлялся аудит в сфере закупок;

-   перечень или количество проверенных заказчиков, иных органов и организаций, деятельность которых связана с закупками;

-   общая характеристика предмета аудита в сфере закупок (объемы расходов, количество и сумма заключенных и (или) проверенных контрактов);

- общая характеристика установленных отклонений, нарушений и недостатков (общее количество и (или) сумма, примеры наиболее значимых);

-   основные причины и последствия установленных отклонений (в том числе положительных), нарушений и недостатков;

-   предложения по устранению (предотвращению) наиболее значимых из установленных нарушений и недостатков, их причин и последствий;

- предложения по совершенствованию контрактной системы в конкретных сферах деятельности заказчиков и (или) в целом;

-   полученную за прошедший период информацию о реализации и (или) отказе от реализации указанных предложений.

5.8. Обобщенную информацию об аудите в сфере закупок также рекомендуется размещать на официальном сайте контрольно-счетного органа и на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов portalkso.ru. Общую информацию об осуществлении аудита в сфере закупок за календарный год рекомендуется включать в годовой отчет о деятельности КСП (в виде отдельного раздела и (или) в составе информации о результатах проведения соответствующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий).

6. Методические основы аудита в сфере закупок

6.1. Аудит в сфере закупок является частью отношений, направленных на обеспечение муниципальных нужд, повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров (работ, услуг), обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Контрольно-счетные органы не входят в состав участников контрактной системы (за исключением отношений по обеспечению собственных нужд) и осуществляют внешний аудит соответствующих отношений. Для выполнения этой функции необходимо соблюдение принципов внешнего муниципального финансового контроля (законности, объективности, эффективности, независимости и гласности).

6.2. При проверке, анализе и оценке законности закупок следует исходить из того, что контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе отнесен к полномочиям контрольных органов в сфере закупок. Кроме того, осуществляется ведомственный и общественный контроль в этой сфере. При анализе и оценке законности закупок следует использовать результаты контроля, осуществляемого соответствующими органами и организациями, в том числе размещенные в единой информационной системе в сфере закупок либо полученные по запросу (обращению). В ходе аудита в сфере закупок может проводиться проверка и (или) анализ соблюдения порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок. КСП в рамках своих бюджетных полномочий может осуществлять контроль законности по вопросам, отнесенным к полномочиям органа внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок.

 

6.3. Под законностью закупок в настоящем Стандарте понимается соответствие действий (бездействий) заказчиков, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), иных участников контрактной системы законодательству и иным нормативным правовым актам о контрактной системе. Нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе могут устанавливаться контрольно-счетным органом при проверке, анализе и оценке конкретных закупок (контрактов), действий (бездействий) по правовому регулированию, организации, планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов, формированию данных единой информационной системы в сфере закупок. При этом незаконными (неправомерными) могут быть признаны конкретные действия (бездействия), а не закупка в целом.

6.4. При проверке, анализе и оценке обоснованности закупок следует исходить из перечня характеристик закупки, которые подлежат обоснованию, а также подходы к их обоснованию. Объекты закупки обосновываются ее целями, определяемыми программами и иными документами стратегического и планирования, международными обязательствами, функциями и полномочиями муниципальных органов, а также натуральными и (или) стоимостными нормативами (нормами, требованиями) в сфере закупок. Цена контракта обосновывается посредством применения соответствующих методов ее определения с учетом методических рекомендаций по их применению. Способ определения поставщика выбирается в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона о контрактной системе исходя из преимущества конкурентных способов. Одним из вопросов оценки также может быть достаточность установленных нормативов в сфере закупок для обеспечения деятельности заказчиков, либо их избыточность (обоснованность нормативов).

6.5. Под обоснованностью в настоящем Стандарте понимается соответствие объекта закупки, начальной или фактической цены контракта, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), дополнительных требований к участникам закупки законодательству и иным нормативным правовым актам о контрактной системе. Закупка может быть признана необоснованной в случае установления несоответствия какой-либо из указанных характеристик закупки конкретному положению нормативного правового акта о контрактной системе, в том числе о нормировании в сфере закупок. Признание закупки необоснованной может быть основанием для ее отмены, прекращения или признания недействительной соответствующими уполномоченными органами. Оценочные суждения о несоответствии закупки целям, задачам, функциям и полномочиям заказчиков не должны быть основанием для признания закупки необоснованной.

6.6. Под своевременностью закупок в настоящем Стандарте понимается планирование закупок, заключение контрактов и выполнение их условий в установленные сроки, обеспечивающие своевременное достижение целей и результатов закупок (выполнение функций и полномочий заказчиков). К несвоевременности закупок могут приводить нарушения и недостатки при планировании закупок, несвоевременное осуществление закупок, невыполнение условий контрактов, иные недостатки системы управления контрактами. Несвоевременное размещение информации о заключении и исполнении контракта в единой информационной системе (на официальном сайте) не означает несвоевременность закупки в целом. При этом неразмещение (несвоевременное размещение) извещений о закупке и протоколов закупки может являться причиной ее отмены и несоблюдения сроков осуществления закупки.

6.7. При определении надлежащих сроков осуществления закупок необходимо учитывать продолжительность производственного цикла и сезонность производства, сроки процедур выделения средств и осуществления закупок, риски обжалования произведенных закупок, нарушения сроков поставщиками (подрядчиками, исполнителями), необходимости устранения недостатков поставленных товаров (работ, услуг), а также планируемые и фактические сроки начала деятельности, в ходе которой будут использоваться результаты закупок. Приемка товаров (работ, услуг) должна быть завершена до установленного срока начала соответствующей деятельности. При этом должны быть минимизированы сроки хранения и потери при хранении товаров (результатов работ, услуг).

6.8. Под результативностью закупок в настоящем Стандарте понимается достижение заданных результатов и установленных целей закупок, в том числе выполнение планов (планов-графиков) закупок и условий контрактов. Результативность измеряется соотношением плановых (заданных) и фактических результатов. Непосредственным результатом закупок является поставка (наличие) товаров (работ, услуг), установленного состава, количества, качества и других характеристик. Конечным результатом (целью) закупок является достижение целей и ожидаемых результатов деятельности, для обеспечения которой закупаются соответствующие товары (работы, услуги). При оценке результативности закупок следует определить, чьи действия (бездействие) привели к недостижению результатов, учитывать наличие (отсутствие) необходимых для осуществления закупок средств и условий, а также зависимость достижения (недостижения) целей закупок от иных факторов помимо закупок.

6.9. При проверке, анализе и оценке результативности и своевременности закупок может осуществляться выборочный контроль выполнения условий контрактов в части соблюдения сроков исполнения обязательств сторон контракта, соответствия количества, качества и иных характеристик приобретаемых товаров (работ, услуг) положениям контракта и требованиям иных документов. Также оценивается правомерность внесения изменений в контракты и их расторжения, а также соблюдение порядка приемки заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в том числе в части проведения экспертизы результатов исполнения контракта, привлечения экспертов и экспертных организаций. В случае поставки некачественных товаров (работ, услуг), нарушения

иных условий контрактов со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проверяется применение заказчиком соответствующих мер ответственности.

6.10. Под эффективностью закупок в настоящем Стандарте понимается достижение целей и результатов закупок с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата закупок с использованием выделенного объема средств. Эффективность (плановая и фактическая) измеряется соотношением количественных показателей результатов и объема средств либо иных ресурсов, используемых для их достижения. Эффективность достижения качественных показателей результатов может оцениваться исходя из объема средств затраченных, на достижение соответствующего качественного показателя. Следует также учитывать распределение результатов закупок во времени (необходимость, наличие и срок гарантии, возможность сокращения будущих эксплуатационных затрат). Анализ и оценка эффективности осуществляются с учетом положений стандарта, регулирующего осуществление аудита эффективности использования муниципальных средств.

6.11.   Для вывода о неэффективности закупок должны быть получены доказательства, что существует (существовала) возможность закупки идентичных или однородных товаров (работ, услуг) по меньшей цене либо закупки товаров (работ, услуг) с более высокими характеристиками по такой же или меньшей цене. Также может проводиться анализ условий транспортировки и хранения закупаемых товаров, результатов работ, услуг (в части обеспечения их сохранности, отсутствия излишних запасов), способов использования закупок в деятельности заказчиков (в части влияния на достижение целей и результатов указанной деятельности, отсутствия избыточных потребительских свойств). Показатели экономии (снижения цены) и конкуренции (количества участников) на торгах, степени (доли) использования выделенных средств, результативности (достижения целей) закупок могут использоваться в качестве признаков эффективности (неэффективности) закупок.

6.12. Под целесообразностью закупок в настоящем Стандарте понимается соответствие объекта закупки и результатов его использования целям, задачам, функциям и полномочиям заказчиков, возможность достижения целей закупок при выбранных характеристиках объекта закупок. При оценке целесообразности анализируется наличие среди закупок заказчика товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, а также влияние, которое может оказать на результаты деятельности заказчика исключение или уменьшение характеристик объекта закупок. Вопросами оценки также может быть целесообразность использования закупок в качестве способа осуществления соответствующей деятельности (как альтернативы производству товаров, работ, услуг), соответствие закупок целям государственной политики (в части развития национальной экономики, стимулирования инноваций, повышения энергоэффективности и др.). При этом закупки могут являться нецелесообразными даже при их обоснованности и эффективности.

6.13.   Под реализуемостью закупок в настоящем Стандарте понимается возможность осуществления запланированных закупок, достаточность выделенного объема средств и осуществленных закупок для достижения целей и результатов закупок. Реализуемость закупок характеризуется степенью возможного удовлетворения муниципальных нужд или нужд иных заказчиков. Причинами нереализуемости закупок могут быть отсутствие товаров (работ, услуг) с требуемыми характеристиками на рынке (недостаточные объемы их производства, в том числе национальными производителями), не выделение достаточного объема средств и иных ресурсов для осуществления закупок, неготовность систем управления закупками, транспортировки и закупок для их осуществления, отсутствие у заказчиков условий для использования результатов закупок. Закупка признается нереализуемой, если она не может быть осуществлена по причинам, независящим от действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации.

6.14. Под системой управления контрактами (закупками) в настоящем Стандарте понимаются муниципальные органы и организации (их подразделения и должностные лица), функции и полномочия которых связаны с планированием, осуществлением закупок, а также контролем в сфере закупок. При анализе и оценке системы управления закупками могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, современности создания, полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур. Также оценивается законность действий (бездействия) соответствующих организационных структур, их влияние на обоснованность, своевременность, результативность, эффективность, целесообразность и реализуемость закупок. Анализ и оценка системы управления закупками может осуществляться в ходе планирования, осуществления и использования закупок для собственных нужд контрольно-счетного органа.

6.15. Конкретный набор анализируемых в ходе аудита в сфере закупок вопросов (изучаемых документов и материалов, проверяемых органов и организаций) определяется участниками проведения соответствующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия исходя из сроков проведения мероприятия, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей деятельности объектов аудита и используемых в их деятельности закупок, а также результатов ранее проведенных мероприятий (выявленных рисков, установленных нарушений и недостатков). С учетом предмета мероприятия, целей и методов его проведения аудита в сфере закупок может осуществляться в отношении планируемых и (или) осуществляемых закупок, заключенных и (или) исполненных контрактов (в том числе в отношении отдельных этапов осуществления закупок и исполнения контрактов).