Приложение 1
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕИМУЩЕСТВ, ОЦЕНКА ЗАКОННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И ПОРУЧИТЕЛЬСТВ ИЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДРУГИМИ СПОСОБАМИ ПО СДЕЛКАМ, СОВЕРШАЕМЫМ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(начало действия: 06.04.2020 г.)
Утвержден
распоряжением Контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск
Московской области
от 06.04.2020 № 44
Московская область
городской округ Воскресенск
2020
Содержание
1. Общие положения......................... ………………………………………………3
2. Требования к порядку организации проведения оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ………………………...5
3. Требования к проведению оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ ….……………..…………………………………......6
4. Требования к порядку организации и проведению оценки эффективности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области...................................……......................………………...………………..…8
5. Порядок оформления результатов проведения контрольного мероприятия.....8
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области» (далее ‑ Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Воскресенск Московской области (далее – Контрольно-счетная палата), Регламентом Контрольно-счетной палаты.
1.2. При подготовке Стандарта учтены положения Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)), а также стандартов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля контрольно-счетного органа.
1.3. Стандарт является специализированным стандартом и предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий контрольно-счетного органа по осуществлению оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, оценки законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области.
1.4. Целью Стандарта является определение общих правил и процедур оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, оценки законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области.
1.5. Задачами Стандарта являются:
- определение методики оценки эффективности предоставляемых налоговых и иных льгот и преимуществ;
- установление последовательности действий по оценке эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;
- установление требований к предоставлению результатов оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;
- оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области.
1.6. При проведении оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, оценки законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области сотрудники Контрольно-счетной палаты обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, Положением о Контрольно-счетной палате, Регламентом Контрольно-счетной палаты и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Стандартом и иными стандартами Контрольно-счетной палаты.
1.7. По вопросам, порядок решения которых не урегулирован настоящим Стандартом, решение принимается Председателем Контрольно-счетной палаты и оформляется правовым актом Контрольно-счетной палаты.
1.8. Внесение изменений в настоящий Стандарт осуществляется распоряжением Контрольно-счетной палаты на основании решений Председателя Контрольно-счетной палаты.
1.9. Понятия, используемые в настоящем Стандарте:
налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
оценка эффективности - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
бюджетная эффективность - оценка результата хозяйственной деятельности категорий хозяйствующих субъектов или физических лиц, которым предоставлены налоговые и иные льготы и преимущества с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета;
социальная эффективность - социальные последствия предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения в результате осуществления деятельности организаций - получателей льгот либо как показатель социальной значимости дополнительного дохода, получаемого в форме налоговой или иной льготы, преимущества в бюджете представителя соответствующего типа категории получателей;
экономическая эффективность — это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам;
муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
2.1. Контрольные мероприятия по вопросам целевого использования средств, высвободившихся от налогообложения в результате предоставления налоговых льгот, оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, проводятся на основании плана работы Контрольно-счетной палаты на текущий год, утвержденного распоряжением Контрольно-счетной палаты.
2.2. Ответственными за проведение контрольного мероприятия является заместитель председателя Контрольно-счетной палаты, либо аудитор в соответствии с распоряжением Контрольно-счетной палаты.
2.3. Подготовка организационно-распорядительных документов по проведению контрольного мероприятия и непосредственное его проведение осуществляются в соответствии со Стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».
2.4. Объекты контрольного мероприятия определяются в соответствии со Стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» и статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.5. Цель проведения контрольных мероприятий: целевое использование средств, высвободившихся от налогообложения в результате предоставления налоговых льгот, оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.
2.6. Предметом контрольного мероприятия является процесс предоставления и использования налоговых и иных льгот и преимуществ за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области.
3.1. Для обеспечения проведения оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых или иных льгот и преимуществ сотрудник Контрольно-счетной палаты направляет запрос в налоговые и иные компетентные органы о предоставлении информации за оцениваемый период о суммах налоговых льгот в разрезе категорий налогоплательщиков и видов налогов.
3.2. Также сотрудник Контрольно-счетной палаты, ответственный за проведение контрольного мероприятия, может запросить у налогоплательщиков либо иных получателей сведения об экономических и финансовых показателях, а также социально значимых результатах деятельности налогоплательщиков, получивших налоговые льготы, и получателей иных льгот и преимуществ.
3.3. Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:
3.3.1. Бюджетная эффективность, под которой понимается влияние налоговых льгот на доходы бюджета городского округа Воскресенск Московской области (увеличение налогооблагаемой базы, прирост налоговых платежей в бюджет городского округа Воскресенск Московской области). Бюджетная эффективность налоговых льгот рассчитывается по следующей формуле:
где:
- КБЭ - коэффициент бюджетной эффективности;
- DНП - прирост налоговых поступлений в бюджет городского округа Воскресенск Московской области за отчетный (планируемый) период;
- SНЛ(НП,НИО,ТН) - общая сумма налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством, за отчетный (планируемый) период по налогу на прибыль организаций (НП), по налогу на имущество организаций (НИО).
При КБЭ ≥ 1 - налоговые льготы имеют положительный бюджетный эффект.
При КБЭ < 1 - налоговые льготы не имеют положительного бюджетного эффекта.
3.3.2. Экономическая эффективность, под которой понимается положительная динамика отдельных финансово-экономических показателей деятельности организаций.
Для расчета коэффициента экономической эффективности (КЭЭ) используются следующие показатели:
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (или показатель, характеризующий объем оказанных услуг);
- выручка от реализации;
- прибыль до налогообложения;
- среднегодовая стоимость основных средств;
- объем инвестиций.
Экономическая эффективность рассчитывается как отношение количества показателей, по которым произошел рост по сравнению с предшествующим периодом или сохранен уровень предшествующего периода, к количеству показателей, по которым произошло снижение.
КЭЭ = |
Количество показателей, по которым произошел рост |
Количество показателей, по которым произошло снижение |
При КЭЭ ≥1 - налоговые льготы имеют положительный экономический эффект.
При КЭЭ <1 - налоговые льготы не имеют положительного экономического эффекта.
3.3.3. Социальная эффективность, под которой понимается повышение уровня жизни населения, его социальной защищенности и обеспечение занятости.
Для расчета коэффициента социальной эффективности (КСЭ) используются следующие показатели:
- среднесписочная численность работников;
- среднемесячная заработная плата работников;
- расходы на улучшение условий охраны труда;
- расходы на благотворительные цели;
- расходы на повышение экологической безопасности.
Социальная эффективность рассчитывается как отношение количества показателей, по которым произошел рост по сравнению с предшествующим периодом или сохранен уровень предшествующего периода, к количеству показателей, по которым произошло снижение.
КСЭ = |
Количество показателей, по которым произошел рост |
Количество показателей, по которым произошло снижение |
|
|
|
При КСЭ ≥1 - налоговые льготы имеют положительный социальный эффект.
При КСЭ <1 - налоговые льготы не имеют положительного социального эффекта.
4. Требования к порядку организации и проведению оценки эффективности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области
4.1. Оценка эффективности и законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области проводится в рамках проверки соблюдения требований бюджетного и иного законодательства, связанного с вопросами предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области.
4.2. Оценка по вопросам, указанным в пункте 4.1 Стандарта, проводится путем контрольного мероприятия в соответствии с законодательством.
5. Порядок оформления результатов проведения контрольного мероприятия
5.1. Порядок оформления результатов контрольного мероприятия целевого использования средств, высвободившихся от налогообложения в результате предоставления налоговых льгот, оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, оценки эффективности и законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа Воскресенск Московской области и имущества, находящегося в собственности городского округа Воскресенск Московской области, осуществляется в соответствии со Стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».
5.2. Результаты оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ отражаются в отчете о результатах контрольного мероприятия, содержащем следующую информацию:
- реестр предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ;
- сумму средств, высвобождающихся у налогоплательщиков, получателей в результате предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ;
- оценку достижения целей, в обеспечение которых предоставлены налоговые и иные льготы и преимущества;
- предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых и иных льгот и преимуществ в зависимости от результатов оценки эффективности.
5.3. Результаты оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ могут использоваться для:
- разработки бюджета городского округа Воскресенск Московской области на очередной финансовый год и плановый период;
- своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых и иных льгот и преимуществ;
- введения новых видов налоговых и иных льгот и преимуществ (внесения изменений в предоставленные налоговые и иные льготы и преимущества).
5.4. Информация о результатах контрольного мероприятия направляется в Совет депутатов городского округа Воскресенск Московской области и Главе городского округа Воскресенск Московской области.