«Патриотами не рождаются, их нужно воспитывать, – считает Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова. – У нашего поколения с этим проблем не было. И если часть нынешней молодежи что-то не поддерживает, не понимает, не осознаёт – это не её вина. С детьми и подростками надо общаться, привлекать их к дискуссии, слушать и слышать. С молодёжью надо работать! А для этого нужна единая площадка, единое детское движение, основанное на идеологии. Слишком большой выбор, как в супермаркете, не дает представления, куда мы идем».
Это предложение подмосковный омбудсмен высказала на научно-практической конференции в Московской областной Думе. Мероприятие прошло по инициативе фракции КПРФ в рамках празднования 100-летия Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, и было поддержано всеми фракциями. Ключевыми темами дискуссии стали актуальные вопросы формирования системы воспитания подрастающего поколения в России.
Тема формирования патриотизма, деятельного участия юного поколения россиян в судьбах страны заметно актуализировалась в свете последних событий, ведь от позиции детей и юношества в немалой степени зависит будущее место России в мире. Напомним, что в Государственную Думу внесен законопроект о создании движения школьников «Большая перемена». На новую организацию возлагают большие надежды. Ей предстоит решение серьезных воспитательных задач. По мнению экспертов, у современной российской молодежи наблюдается как своеобразный «дефицит воли» – вследствие ухода в виртуальные миры, так и дефицит коллективизма и гражданского самосознания.
Екатерина Семёнова в своем выступлении отметила:
– Все люди разные, но в то же время общество можно легко разделить на две группы: граждан, ориентированных на служение обществу, и эгоистическое сообщество потребителей. Баланс этих двух групп обеспечивает общественное спокойствие. Дисбаланс в сторону эгоизма и потребительства необходимо корректировать.
Уполномоченный по правам человека в Московской области напомнила, что детское воспитание в СССР держалось на триумвирате – дружба, Родина, семья, а также воспитании у молодежи уважения к человеку труда. По ее мнению, необходимо творчески применять этот опыт, адаптировав его к современным реалиям. Изменить отношение к учителю, которого сейчас воспринимают как продавца услуг. Возродить школу наставничества – как это было в Советском Союзе. Сделать акцент на региональной компоненте в образовании – в частности, изучении истории родного края.
«Ознакомилась с резолюцией, полностью поддерживаю», – резюмировала Екатерина Семёнова.
По итогам работы конференции рекомендовано, в частности:
- начать подготовку в регионе организаторов детского движения с учетом исторического опыта деятельности детского общественного движения;
- разработать учебные планы и программы подготовки вожатых и организаторов воспитательной работы;
- использовать опыт Всесоюзной пионерской организации и Международной организации Союз пионерских организаций Федерации детских объединений по социализации детей, подростков, юношества;
- разработать детские туристские маршруты по местам боевой и трудовой славы Подмосковья;
- возродить станции юных натуралистов на природных объектах Московской области.
Поиск эффективных методов взаимодействия с детьми и подростками – ключевая задача органов власти Подмосковья. Активная работа ведётся как на региональном так и на муниципальном уровнях. В школьных общественных объединениях Московской области сегодня состоит более 202 тыс. детей. Из них 132 248 человек задействованы в органах ученического самоуправления, 69 952 – в волонтерских и добровольческих объединениях.
В научно-практической конференции в региональном парламенте приняли участие депутаты Госдумы, всех фракций Мособлдумы, представители ряда министерств Подмосковья, ГУ МВД России по Московской области, высших учебных заведений, общественных организаций и научного сообщества.