Обзор изменений законодательства и судебной практики за декабрь 2017 года, касающийся института семьи
Подписан закон о новых выплатах семьям с детьми
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусматривается предоставление дополнительных мер господдержки в виде ежемесячной выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка приобретут постоянно проживающие в России граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, в случае если ребенок рождён (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином РФ и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ.
Размер ежемесячной выплаты предлагается приравнять к размеру прожиточного минимума для детей, установленному в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Функции по осуществлению ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребёнка возлагаются на органы социальной защиты населения, при рождении (усыновлении) второго ребёнка – на территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
Ежемесячная выплата будет назначаться на срок один год. По истечении этого срока гражданин должен будет подать новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребёнком возраста полутора лет.
Согласно закону средства на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка передаются органам государственной власти субъектов в виде субвенций из федерального бюджета.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка будет осуществляться за счёт средств материнского (семейного) капитала, предусмотренного ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Законом определяется, какие виды доходов, полученные в денежной форме, учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты.
Изменён порядок информирования граждан о размере материнского капитала, а также порядок расходования таких средств
Согласно Федеральному закону от 20 декабря 2017 г. № 411 «О внесении изменений в статьи 6 и 12 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Пенсионный фонд РФ будет информировать граждан о размере материнского (семейного) капитала либо о размере его оставшейся части не ежегодно, как в настоящее время, а по их запросам. Ответ должен направляться в бумажной или электронной форме.
Кроме того, предусматривается, что средства (часть средств) материнского капитала можно направить на товары и услуги для детей-инвалидов в случае отказа женщин от ранее выбранного ими направления средств на формирование накопительной пенсии.
Уточнен порядок расходования денежных средств на номинальном счёте, открываемом опекуном
Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 459-ФЗ «О внесении изменения в статью 37 части первой Гражданского кодекса РФ» определено, что случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчёт о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, должны устанавливаться Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» .
Для опекунов инвалидов с детства упростили порядок предоставления отчетов о расходовании средств
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 495-ФЗ «О внесении изменения в статью 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве» определено, что опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста 18 лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста 18 лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.
Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет.