Служба Уполномоченного по правам человека информирует об изменениях законодательства и судебной практики за декабрь 2017 года
О мерах, направленных на повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электротранспортом
Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
Так, на организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, возложена обязанность осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей.
В целях контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха должностные лица органов госнадзора наделены правом доступа к тахографу. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств должно определить Правительство РФ.
Закрепляются дополнительные обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения для коммерческих перевозчиков, а также организаций и ИП, выполняющих перевозки для собственных нужд.
Установлены требования по обеспечению безопасности дорожного движения для физлиц - владельцев транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и числом сидячих мест (помимо сиденья водителя) более 8. В частности, они должны обеспечить соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства, осуществлять техобслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей.
Кроме того, органы исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя наделены полномочиями определять перечень транспортных средств для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (помимо места водителя) и допустимой максимальной массой более 5 тонн, которым разрешено движение по полосе для маршрутных транспортных средств.
Федеральный закон вступает в силу через 1 год после дня его официального опубликования.
Подписан закон, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения и при осуществлении парковочной деятельности
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ » направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.
При этом организация дорожного движения определяется Федеральным законом как деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения, а её основными принципами, в частности, являются соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения, обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации, приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени при движении транспортных средств и пешеходов.
Решено разрабатывать комплексные схемы организации дорожного движения. Они будут составляться минимум на 15 лет для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с численностью населения свыше 10 тыс. жителей и (или) для сетей дорог и (или) их участков в границах регионов. Предусмотрена корректировка схем каждые 5 лет.
Федеральным законом также определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения, устанавливается возможность создания организаций, осуществляющих функции в области организации дорожного движения, вводится учёт основных параметров дорожного движения, определяются требования к парковкам общего пользования и к платным парковкам, а также к организации дорожного движения при размещении объектов капитального строительства, устанавливается порядок осуществления государственного контроля в области организации дорожного движения.
Внесен ряд сопутствующих изменений в некоторые законодательные акты.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 года после его официального опубликования.
Организованная перевозка групп детей автобусами
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2017 г. № 1621 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» скорректированы Правила организованной перевозки группы детей автобусами и ПДД.
С 1 января 2018 г. для перевозки детей должны использоваться автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет. Данный срок поправками передвинут на 1 июля 2018 г.
Также установлено, что с 1 июля 2018 г. при перевозке детей на крыше автобуса или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета.
Определены возможность и условия перевозки в автобусах сотрудников туристических и экскурсионных организаций, участвующих в программе поездки.
К управлению автобусами, перевозящими детей, теперь допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя ТС категории «D» не менее 1 года на дату начала перевозки детей (ранее - имеющие стаж работы в качестве водителя ТС категории «D» не менее 1 года из последних 3 календарных лет).
В случае неоднократной перевозки детей по одному и тому же маршруту предусмотрена возможность подачи уведомления о многократных поездках.
Пленум Верховного Суда РФ дал новые, более подробные разъяснения по применению законодательства об ОСАГО
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Освещён достаточно широкий круг вопросов. В их числе - заключение договора ОСАГО, оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции, прямое возмещение убытков, восстановительный ремонт, ответственность страховщика за просрочку выплаты страхового возмещения и т. д.
Так, если при оформлении договора в электронном виде страхователь сообщил недостоверные сведения, из-за чего размер страховой премии уменьшился, то это не влечет незаключенность договора. И страховщик не освобождается от страхового возмещения при наступлении страхового случая.
Заявление о страховой выплате и необходимые документы должны направляться способами, обеспечивающими фиксацию их направления и доставки адресату.
Важно, что по договору уступки требования не могут передаваться права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда и на получение штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего. Но присужденные судом суммы компенсации морального вреда и штрафа могут быть переданы по указанному договору любому лицу.
Прежние разъяснения утрачивают силу.