Образование, социальная защита и обеспечение
Закон Московской области от 7 декабря 2016 г. N 153/2016-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2017 году" (принят постановлением Московской областной Думы от 24 ноября 2016 г. N 28/8-П)
Установлен порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях за счет средств бюджета Московской области в 2017 году. Утверждена методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области. Средства бюджета Московской области предоставляются на расходы по оплате труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
В том случае, если рассчитанный по нормативам объем субвенции не обеспечивает государственные гарантии реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области осуществляет выравнивание объема финансового обеспечения.
Закон вступил в силу 1 января 2017 г.
Закон Московской области от 7 декабря 2016 г. N 154/2016-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2017 году" (принят постановлением Московской областной Думы от 24 ноября 2016 г. N 31/8-П)
Утвержден порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Московской области в 2017 г. Так, нормативы финансового обеспечения реализации общеобразовательных программ состоят из норматива финансового обеспечения оплаты труда работников и расходов на учебники и учебные пособия, средства обучения, игры, игрушки на одного обучающегося. Разработана методика расчета субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования. В целом, эффективное выполнение положений позволит обеспечить переход к качественно новому образованию, а также создать предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования региональной системы образования. Закон вступил в силу 1 января 2017 г.
Закон Московской области от 20 декабря 2016 г. N 170/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 15 декабря 2016 г. N 27/11-П)
Изменения коснулись законодательства Московской области о мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области. Установлено, что сфера действия закона распространяется теперь и на детей, находящихся на полном государственном обеспечении. Также важно отметить, что предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг не распространяется на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. В таком случае расчет производится исходя из установленных тарифов на их оплату без учета повышающих коэффициентов. Закон вступил в силу 21 декабря 2016 г.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Закон Московской области от 20 декабря 2016 г. N 171/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (принят постановлением Московской областной Думы от 8 декабря 2016 г. N 11/10-П)
Скорректирован основной нормативно-правовой акт о дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Пересмотрены мероприятия в сфере национальной экономики, жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, кинематографии, средств массовой информации, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной политики, общегосударственных вопросов, молодежной политики. Обновлены показатели финансирования соответствующих мероприятий. Закон вступил в силу 23 декабря 2016 г.
Закон Московской области от 12 декабря 2016 г. N 159/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 1 декабря 2016 г. N 6/9-П)
На территории Московской области скорректирован основной нормативно-правовой акт об обеспечении тишины и покоя граждан. Установлено, что не допускается нарушение тишины и покоя граждан до 9 часов 00 минут и с 19 часов 00 минут в будние дни и по субботам, круглосуточно в воскресенье и установленные в соответствии с федеральным законодательством нерабочие праздничные дни. Отмечено, что названные требования не распространяются на действия в случае их совершения в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня ввода его в эксплуатацию. Определено, что к действиям, нарушающим тишину и покой граждан, теперь относится проведение переустройства, перепланировки, ремонтных работ в жилом помещении в многоквартирном доме или ремонтных работ в нежилом помещении, не принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Закон вступил в силу 24 декабря 2016 г.
Судебная практика
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 5 декабря 2016 г. N 304-ЭС16-10165 Суд отменил принятые по делу постановления, оставив в силе решение об истребовании помещения из чужого незаконного владения и взыскании неосновательного обогащения, поскольку ввиду отсутствия у ответчика оснований для единоличного использования спорного помещения у него возникло неосновательное обогащение, составляющее плату за пользование имуществом
Спор возник между ТСЖ и собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, приспособившим место общего пользования (вестибюль на первом этаже) под свой офис.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ признала, что все заявленные ТСЖ исковые требования подлежат удовлетворению.
Так, ТСЖ просило истребовать имущество из незаконного владения. Помимо этого, истец хотел, чтобы ответчик привел помещение в первоначальное состояние (удалил ремонт и освободил от своего имущества).
Как указала Коллегия, данный способ защиты соответствует характеру допущенного нарушения. Ведь ответчик без соответствующего решения общего собрания собственников не только самовольно занял спорное помещение, но и изменил его состояние.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом. Но это не означает, что один собственник может нарушать те же самые права других собственников, а его интерес может противопоставляться интересам всех остальных.
Кроме того, с ответчика правомерно взыскано неосновательное обогащение, рассчитанное исходя из размера арендной платы, установленной решением общего собрания собственников.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2016 г. N 5-КГ16-156 Суд отменил апелляционное определение о признании договора приватизации квартиры недействительным и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку нижестоящим судом не было учтено, что признание брака недействительным не является безусловным основанием для прекращения возникшего у добросовестного супруга как члена семьи нанимателя права пользования жилым помещением
Бывшие члены семьи нанимателя жилья по договору соцнайма, проживающие в нем, сохраняют право пользования им и вправе его приватизировать наравне с остальными членами семьи.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ обратила внимание, что к бывшим членам семьи нанимателя относятся лица, с которыми у него прекращены семейные отношения.
При этом под прекращением семейных отношений между супругами понимается расторжение брака в органах загс, в суде, признание брака недействительным, прекращение ведения общего хозяйства.
Таким образом, недействительность брака не является безусловным основанием, при котором возникшее у добросовестного супруга как члена семьи нанимателя право пользования жильем прекращается, и он признаётся не приобретшим это право.