В 2019 году лесные и иные ландшафтные пожары стали серьезной проблемой для нашей страны.
Весенние степные пожары, вызванные бесконтрольным выжиганием сухой травы, в сочетании с ураганными ветрами в Забайкалье причинили колоссальный ущерб и унесли человеческие жизни. Лесные пожары в конце июля - начале августа в нескольких сибирских регионах стали причиной задымления крупных городов, привели к большим потерям лесных ресурсов, потребовали масштабного привлечения сил МЧС России и Министерства обороны.
В 2018-2019 годах в России по инициативе Агентства стратегических инициатив в партнерстве с рядом общественных организаций, МЧС России, Федеральным агентством лесного хозяйства, ФБУ «Авиалесоохрана», при поддержке органов власти большинства регионов России была развернута масштабная информационная кампания «Останови огонь!». Данная кампания объединила усилия общественных и государственных организаций, позволила задействовать возможности по созданию и продвижению современной социальной рекламы, вести социологические измерения действенности этой социальной рекламы на общероссийском и региональном уровнях. Применение в ряде регионов России материалов федеральной информационной противопожарной кампании «Останови огонь!», видео и аудио материалов, наружной рекламы, мультипликационных фильмов и других материалов, выполненных в единой стилистике и разработанных совместно с органами власти и общественными организациями, показало высокую эффективность такой работы. В ключевых регионах, где кампания велась наиболее эффективно, было также отмечено значительное снижение числа пожаров по данным космического мониторинга.
Также в рамках этой работы созданы современные образовательные материалы - мультфильмы с самыми популярными у детей персонажами («Фиксики» и «Смешарики»), игры, уроки, получившие высокую оценку педагогов и экспертов Федерального детского эколого-биологического центра, экспертов МЧС России, ФБУ «Авиалесоохрана».
К сожалению, в ряде применяемых сейчас в школах учебниках ОБЖ и в методических пособиях накопился ряд неточностей и ошибок, по некоторым вопросам подходы в профессиональном сообществе менялись в последние годы. Созданные в рамках кампании «Останови огонь!» материалы не содержат таких ошибок и отражают современную консолидированную позицию профессионального сообщества.
В рамках совещаний рабочей группы, в состав которой входят представители МЧС России, Рослесхоза, ФБУ «Авиалесоохрана», общественных организаций, на площадке Агентства стратегических инициатив представители всех сторон выразили готовность продолжить и усилить эту работу в 2020 году.
В настоящее время материалы кампании доступны по ссылкам:
- образовательные материалы (игры, мультфильмы, уроки): http://act.gp/fire-games;
- материалы социальной рекламы (видео ролики, наружная реклама): http://act.gp/stop-fire.